Краткое содержание основных разделов (тем) дисциплины
Тема 1: Введение в истории социологии науки и техники.
Объект и предмет социологии науки и техники. Состав «Science Studies»: социология науки, социология научного знания, социальные исследования науки и технологии. Наука как процесс
и как продукт. Социальное знание: что такое знание, что такое эпистемология, как устроены системы идей (научное, обыденное и социальное познание). Обоснованность, убежденность, истинность как критерии (научного) знания. Специфика научного знания и его ценность. Концепция знания и мнения Платона. Что такое эпистемологический фундаментализм? Б. Рассел и наука как вера.
Тема 2: Наука как социальный институт и система знаний.
Зарождение института науки. Могли ли быть ученые до того, как появилась наука? Ф. Бэкон и его проект «научного ордена». «Новая Атлантида». Альтернативы научного знания: институционализация эзотерической традиции, квазинаучного сектантства и наследия Просвещения. Теория о «пуританских корнях» становления науки в Англии. Различные типы академической организации науки в XVII веке: выбор нового образа науки в пользу внутренне автономного, независимого и открытого общества ученых. «Невидимый колледж» (С. Хартлиб
– Д. Прайс). «Республика ученых» (М. Мерсенн).
Тема 3: От социологии знания к социальной эпистемологии.
Общие принципы социологии знания. Понятие идеологии у К. Маркса. Социология знания К. Мангейма. Традиция неокантианства и историцизм. Критика социологии знания. Проблема социокультурной детерминации научного знания. Научное знание и другие традиции знания: сходства, различия и проблема разграничения. Методология науки Рейхенбаха – Поппера – Лакатоса. Т. Кун, П. Фейерабенд и социальная эпистемология. Предпосылки возникновения парадигмы Р. Мертона. Основные принципы «позитивистской», классической социологии науки. Нормативные принципы «научного этоса»: соотношение идеального и реального. Понятие «система идей». Т. Парсонс и классификация ролей ученого по типу знания. Наука и
современное общество с институциональной точки зрения. Эмпирические исследования в социологии науки: исследования влияния внешних факторов (религиозного, политического, экономического, образовательного и т.д.), исследования влияния систем идей друг на друга, исследования мотивации и систем вознаграждения, коммуникации и сети.
Тема 4: Социология научного знания: социологический релятивизм и социальный конструктивизм.
Научное знание как объект социологического исследования. Статус эксперимента и антропологический поворот. Критика «третьего мира» К. Поппера, пересмотр концепции объективного знания. Постмодернизм в социальных науках и реакция на книгу Т. Куна «Структура научных революций» в Европе и Америке. Феминистская критика науки. «Сильная программа» Б. Барнса и Д. Блура. Программа эмпирического релятивизма Г. Коллинза. Социология науки М. Малкея: экстернализм. Социальный конструктивизм К. Кнорр-Цетины. Ученый как каузальный медиатор (конструктор) научной деятельности. Новый реализм Бхаскара и Харе: «геническая» методология. «Эпистемические культуры». «Сообщества знания» (Велбурн) и «знание как соглашение» (Куш). Бергер и Лукман и их концепция социологии знания. «Этнография науки» Б. Латура и С. Вулгара: критический анализ. Лаборатория «невинными» глазами. Реакция протеста: Алан Сокал, «интеллектуальные уловки» и «научные войны».
Тема 5: Сопроизводство науки и техники и социального порядка.
«Третья волна»: социология экспертизы и экспертов. Субстанциональное различение «эксперта» и «ученого»: социальные роли для двух институтов, в основании которых лежит специфическое знание, или перформативное переключение кодов («практика»). Нормативная теория экспертизы Г. Коллинза. Экспертное знание и наука как власть. От повседневного и научного к экспертному и научному, публичному и приватному. Колонизация экспертами жизненных миров в «обществе знания». «Эпистемическая зависимость».
Форма аттестации: зачет.
Зачет/незачет по результатам сдачи реферата и устного собеседования.
Темы для рефератов
- Сопроизводство рационального знания и социального порядка.
- Методология науки Рейхенбаха – Поппера – Лакатоса: общее и особенное.
- Т. Кун, П. Фейерабенд и социальная эпистемология: общее и особенное.
- Этос науки Р. Мертона.
- Р. Мертон и Т. Парсонс: два подхода к анализу науки.
- Сильная программа социологии науки Б.Барнса и Д. Блура.
- Специфика и ценность научного знания: особенности конструирования науки.
- Рациональной и иррациональное в научном знании.
- «Невидимый колледж» и «Республика ученых»: особенности формирования сообщества ученых.
- Экспертиза, эксперты и ученые: наука как власть.
- Эксперт и ученый: общее и особенное в положении в научном поле.
- «Этнография науки»: Б. Латур и С. Вулгар.
Критерии
Зачет: При ответах на дополнительные вопросы по теме реферата студент демонстрирует знание основного материала с рядом негрубых ошибок или погрешностей, наличие минимально необходимого множества навыков, понимание сущности рассматриваемых процессов и явлений, умение обозначить проблемные ситуации, владение источниками, а также отвечает на большинство поставленных вопросов. В тексте реферата неправомерные заимствования отсутствуют. Достаточно полный ответ на один из вопросов к зачету по дисциплине. Относительно полный ответ на письменное задание.
Незачет: При ответах на дополнительные вопросы по теме реферата студент демонстрирует полное непонимание смысла проблем, присутствуют грубые ошибок в основном материале, студент не демонстрирует достаточно полное владение терминологией. В тексте реферата встречаются элементы неправомочного заимствования, в том числе – текста рефератов других студентов. Неполный ответ на один из вопросов к зачету по дисциплине. Неполный ответ на письменное задание.
Темы для устного собеседования
- В чем состоит объект и предмет социологии науки и техники?
- Состав «Science Studies»: социология науки, социология научного знания, социальные исследования науки и технологий?
- Наука как процесс и наука как продукт: общее и особенное.
- Что такое эпистемологический фундаментализм?
- Могли ли быть ученые до того, как появилась наука?
- Альтернативы научного знания: институционализация эзотерической традиции, квазинаучного сектантства и наследия Просвещения.
- Различные типы организации науки в XVII веке: почему состоялся выбор нового образа науки в пользу внутренне автономного, независимого и открытого общества ученых?
- В чем состоит проблема социокультурной детерминации научного знания
- Нормативистские принципы «научного этоса»: соотношение идеального и реального.
- Наука и современное общества с институциональной точки зрения.
- Статус эксперимента и антропологический поворот.
- «Сильная программа» Б. Барнса и Д. Блура.
- Социология науки М. Малкея и социальный конструктивизм К. Кнорр-Цетины.
- Ученый как конструктор научной деятельности.
- Алан Сокал и «научные войны».
- «Эксперт» и «ученый»: социальные роли или перформативное переключение кодов.
- Повседневное, научное и экспертное знание: общее и особенное.
- «Общество знания» и экспертиза.
Литература по дисциплине