Возникновение философии

Проблемы возникновения философии. 
Феномен древнегреческой культуры — зарождение философии, литературы, искусства, науки и их поразительно быстрый расцвет в древней Греции — с давних пор привлекал внимание ученых. В 19 в. Эрнест Ренан, французский филолог, историк религий и философ назвал этот феномен «греческим чудом».

До расцвета древнегреческой культуры великие цивилизации Египта и Вавилона измеряли историю своего существования уже тысячелетиями. Однако считается, что греки первыми создали науку, которую некоторые современные исследователи называют «мышлением по способу греков».

Создание греческой цивилизации относится к эпохе «культурного переворота» — 8 — 5 вв. до н. э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства — первая в истории демократии. В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет. Но указать исторические причины появления «греческого чуда» оказалось совсем непросто. Существующие версии возникновения «греческого чуда» читать здесь

Основные этапы античной философии

1. Первый этап называют досократовский, а философы – досократики. Формируется примерно в 6 веке до н.э. до 5 века до н.э. Его еще называют натурфилософским, космологическим: интерес, в основном, к проблемам природы и космоса, поиск первоначал мира.

2. Второй этап — приблизительно с середины 5 века и почти до конца 4 века до н.э — классический.

Деятельность софистов, Сократа, Платона, Аристотеля.

Платон и Аристотель создают целые философские системы, формулируют основные философские проблемы. В это время Афины стали культурным, научным, политическим центром. Но после поражения в Пелопоннесской войне (между Афинами и Спартой) Афины теряют свое исключительное положение. Укрепляется Македония, завоевания Александра Македонского , с этим связан 3 этап.

3. Третий этап – эллинистический: конец 4 века – 1 век до н.э. Александр Македонский создал целую империю, завоевав Грецию, Малую Азию, Сирию, Египет, Персидскую империю. Распространил эллинистическую культуру (основана на греческой и греческом языке). Этический: нормы и правила жизни.

4. Четвертый этап – Древний Рим: 1 в. до н. э. – 6 в. н. э.). Этический, затем религиозный.

С Древней Грецией связывают новый тип мышления. Существовавшие до этого представления называют предфилософией. В древних цивилизациях Востока: Месопотамия (Ближний Восток, долина рек Тигр и Евфрат, с середины 4 тысячелетия до н.э. до 539 г. до н.э. – персидские войска завоевывают Вавилон), Древний Египет (4 тысячелетие до н.э. – 4 в. до н.э., сначала персидское завоевание, потом Александр Македонский). Этим цивилизациям отказывают даже в предфилософии. Они как раз показывают господство мифологического мышления и практические преднаучные знания.
Известно, что математики Египта и Вавилонии умели производить сложные геометрические построения и описывать движения планет. Вообще, в Древнем Египте высокий уровень науки, медицины и математики. Математика тогда использовалась в астрономии, мореплавании, землемерии, при строительстве зданий, плотин, каналов и военных укреплений. Известно, что греческие математики учились у египтян. Считается, что математика нужна была древним цивилизациям из практических потребностей.
Значительное развитие медицина. Изучение человеческого тела развивалось также благодаря мумификации. Древние лечебники показывают, что египетские медики знали анатомию, знали кое-что о роли мозга (паралич ног ставили в связь с повреждением головы). Существовало и руководство для ветеринаров. Как мумификация, так и особенно рецепты показывают значительные познания в области химии.
Тот факт, что у некоторых мумий в египетских пирамидах тоже были вставные зубы, золотые или деревянные. Эти протезы прикреплялись к природным зубам золотой проволокой.
Важное открытие древнеегипетских медиков — это описание кровеносной системы человека и сердца, как основного органа в этой системе. Они описывают это в папирусе Эберса, в котором сказано, что сердце пульсирует, и от него идут кровеносные сосуды ко всем внутренним органам человека. Также в свое время современными археологами были обнаружены древнеегипетские хирургические инструменты, которые свидетельствуют о развитии хирургии в то время.
В папирусах описываются различные случаи болезней. Чтобы показать возможности древних офтальмологов, приведу лечение некоторых глазных болезней, для которых в папирусах есть рецепты: лечение нагноения глаз (конъюнктивита), лечение при ударе в глаз, лечение слезотечения, улучшение зрения, удаление бельма в глазу, устранение рези в глазу, лечение катара глаз, лечение катаракты и т.д.

Но дело в том, что, хотя египтяне и использовали опытные наблюдения, их медицина была соединена с магией. Лечение лекарствами вместе с магическими заклинаниями и обрядами. Они не всегда находили медицинское объяснение симптомов и резкого ухудшения здоровья. Медицина Древнего Египта была тесно связана с волшебными и религиозными обрядами, магическими ритуалами и традициями. Если причина заболевания не была выявлена научными средствами, то врачи говорили о том, что это работа демонов. Они излечивали пациентов при помощи заклинаний и молитв, обращаясь за прощением к религиозным культам.
Древние египтяне внесли существенный вклад в астрономию, создали солнечный календарь, которым мы с некоторыми изменениями пользуемся и сейчас. Другой вклад в астрономию — это деление суток на 24 часа. Были известны водяные и солнечные часы. Египтяне создавали карты неба, группировали звезды в созвездия.
Но, как и в цивилизации Месопотамии, основой знаний были мифологические и религиозные представления. Как произошел и устроен мир. Мифы о сотворении мира Древнего Египта: хаос, первозданная пучина вод – Нун. Из хаоса вышли боги, создавшие землю, небо, людей, животных и растения.
Признается философия у Древней Индии и Древнего Китая. Но что их отличает от Древней Греции: установка на традицию, сложившиеся в древности философские учения расцениваются как образцовые. Истоки мудрости в Древней Индии видятся в далеком прошлом. Философские школы – даршаны. Почти все даршаны принимают учение о переселении душ и о мокше (освобождении от телесных воплощений) как о высшей цели. Задача философа – понять строение мира и человека, найти путь к освобождению. Наиболее ценный способ передачи мудрости – устный, от учителя к ученику. Ученик воспринимает не только теорию, но и практические жизненные ориентации, весь образ жизни учителя. Тексты: канонизированный исходный текст, обычно в виде сутр (сжатое изложение основ учения) и комментарии. Традиционность, религиозность, устремленность к внутреннему самоуглублению, построение сложных категориальных систем в сочетании с мистицизмом. На самом деле, различные концепции древнеиндийской философии встречаются и в концепциях философии Древней Греции. Например, избавление от страданий как победа над собой, контроль над желаниями и аффектами. Укрепление воли через физические упражнения. Сократ с помощью разных занятий Сократ закалял своё тело для того, чтобы укрепиться против страданий. Он часто оставался в одном и том же положении, от зари до зари, «неподвижный и прямой как ствол дерева».
Почему же начало философии в современном понимании в Древней Греции?
Считается, что именно в Древней Греции происходит становление философской мысли на самостоятельный путь. Переход от мифа к логосу, то есть рациональному мышлению, формирование абстрактного мышления, отвлеченных понятий.
Античная рациональность отличается от предшествующих цивилизаций Древнего Востока тем, что впервые развивается рационально-логический путь изучения мира, который реализуется в создании абстрактных понятий и категорий, в противоположность мифу, где представления о мире имеют образный характер.
Возникновение независимого от религии философского мышления. Возникновение космоса и других естественных явлений объясняли не божественными силами и священными сказаниями, а рациональными причинами.
Но древнегреческая философия сохраняет связь с мифологией. Мифология — это первая попытка абстрактного объясненияЮ ответа «почему», под влиянием чего и и чего воникло все существующее. Согласно Гесиоду, мир рождается и первоначального хаоса. Из Хаоса Гея (Земля) и другие боги, стихии. В какой-то момент рождается Мировой океан. Водная стихия — изначальная во многих мифах.
Почему мифология — это абстрактное объяснение? Миф объясняет события в природе, отделяя причины от вещей — а именно волей божества. Но философия должна оттолкнуться от этого и уйти от божественного объяснения. Философия берет вопросы мифологии — из чего все рождается? чем все существующее управляется? где первооснова всего? То есть заимствует вопросы, но несколько по-другому формулирует. И отвечает с помощью учения о первоначале.
Первые греческие философы отталкиваются от астрономических наблюдений и в своих соображениях предоставляют доказательства конкретного характера или теоретические. Также эстетические. Например, Земля — шар. По пифагорейцам, шарообразная форма наиболее совершенна.
Но многие представления сейчас кажутся фантастическими. Фалес считал, что Земля — кусок деревянного цилиндра, который плавает в океане.
По сравнению с математикой Древнего Египта и Месопотамии, где она имела прикладное значение, здесь математика становится теоретической наукой. Греки старались сформулировать задачу и ее решение самым общим образом. Также доказателсьвта, обоснования.
В основе космос, который умопостигаем и упорядочен. Античная философия космоцентрична. Космос понимается как чувственно-материальный, так и космический сверхум, гармоническая взаимосвязь всех вещей. Бытие представляет собой единство, несмотря на множественность вещей. Абсолют – космос, а отдельные боги – принципы действия разнообразных сторон космоса или природы.
Что способствовало новому мышлению?
Появление полиса – города-государства. До этого (например, в предшествовавшей микенской цивилизации) верховный правитель, который контролирует всю социальную жизнь. Теперь демократия (правление свободных граждан, не входили женщины и дети). Новый социальный центр на городской площади – агора. Свободный спор, дискуссия, диалог. Понятие успеха – чтобы народ тебя слушал, ораторское искусство – развитие риторики, что потребовало и развитие логической аргументации. Соревновательный дух.
В Древней Греции существовала традиция свободных дискуссий, умение спорить. Все свободные граждане собирались на главной площади города и совместно обсуждали общие дела, выслушивая всех желающих и принимая решения большинством голосов. Древние греки владели искусством выражать свои мысли, что было необходимо для убеждения других в собственной правоте. Тот же, кого не хотели слушать, мог переехать в другой город (Древняя Греция состояла из независимых городов-государств). Вот этой возможностью и способностью рассуждать, особым, рациональным складом ума, необходимым для философствования, греческий народ и отличался от других.
Особо следует подчеркнуть, что в Древней Греции существовали свободные люди, которые отдавали себя полностью философии и не были жрецами, как в Древней Индии, что привязывало бы их к традиционной религии, и не обязаны были находиться на государственной службе, как в Древнем Китае, что связывало бы их с существующими социальными традициями. Греческие философы были полностью свободны в своих действиях.
Досократики
Ещё от Аристотеля мы знаем, что история греческой философии начинается с Фалеса.
Досократики традиционно подразделяются на представителей ионийской философии (Милетская школа, Гераклит), италийской философии (пифагорейцы, элеаты) и атомистов.
Античные авторы, задававшиеся вопросом о начале философии, указывали на семи мудрецов, как на родоначальников. Один из них, Фалес Милетский, считается первым философом Греции. Он – представитель милетской школы, к которой также принадлежали Анаксимандр, Анаксимен, Анаксагор и др.
Все эти школы относят к т.н. натурфилософии, философии природы. Особенно ионийские философы.
Ио́ния – область на западном побережье Малой Азии у Эгейского моря; в настоящее время территории, прилегающие к Измиру в Турции. Милет – один из ионийских городов.
Ионийские города были связаны религиозно-культурным (не военно-политическим) союзом. Каждый город был практически полностью автономен, хотя их объединяли общие политические интересы.
Ионийские философы – «физики», или «фисиологи» (назвал Аристотель) – те, кто воспринимал мир, природу, космос как живое и самодвижущееся целое.
Милетская школа: материальная причина сущего. Основатель – Фалес. Торговец, много путешествовал. Жил в Египте, в Фивах и Мемфисе, где учился у жрецов, изучал причины наводнений, продемонстрировал способ измерения высоты пирамид. Считается, что именно он «привез» геометрию из Египта и познакомил с ней греков. Его деятельность привлекла последователей и учеников, которые образовали милетскую школу. Перенесение знаний с Востока на греческую почву.
Предсказал солнечное затмение, что сделало его известным. Был военным инженером на службе у царя Лидии Крёза, спроектировал плотину и водоотводный канал и руководил их постройкой, чтобы облегчить переправу войска.
Сочинения Фалеса не сохранились, содержание известно только в передаче более поздних авторов. Сообщается, что всё его наследие составляло всего 200 стихов.
Фалес первым указал, что Луна светит отражённым светом; что затмения Солнца происходят тогда, когда его закрывает Луна.
Устройство космоса и первоначало.
Источник мира и первоначало всего сущего – вода. Все рождается из воды; все возникает из воды и в неё превращается. Это начало элементов, вещей, начало и конец Вселенной. Всё образуется из воды путем её затвердевания/замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом. Мир возникает из первоначала и вновь в него возвращается периодически.
Материя одушевлена.
Земля находится в центре Вселенной. Плавает в воде, как корабль.
Занимался не только природой. Изречения Фалеса: на вопрос, что трудно, знать себя.
О нем существует такая легенда:
По причине его бедности, его стали укорять в бесполезности философии. Он, сделав по наблюдению звезд вывод о грядущем урожае маслин, ещё зимой нанял все маслодавильни в Милете и на Хиосе. Нанял он их за бесценок (потому что никто не давал больше), а когда пришла пора и спрос на них внезапно возрос, стал отдавать их внаем по своему усмотрению. Собрав таким образом много денег, он показал, что философы при желании легко могут разбогатеть, но это не то, о чём они заботятся.
Анаксиме́н . Принял в качестве первовещества «воздух», неограниченный, бесконечный, имеющий неопределённую форму воздух, из которого возникает всё остальное. «Воздух» для Анаксимена — дыхание. Земля — плоский диск, поддерживаемый воздухом. Воздух как конкретная природная стихия и как абстрактное первоначало. Благодаря разрежению (то есть нагреванию) из воздуха возникает огонь, благодаря сгущению (то есть охлаждению) — ветер, облака, вода, земля и камни.
Анаксима́ндр признал единым и постоянным источником рождения всех вещей уже не «воду», и вообще не какое-либо отдельное вещество, а первовещество. Это первоначало не имеет границ и потому есть «беспредельное» (ἄπειρον). Апейрон.
Вселенная развивается сама по себе, без вмешательства олимпийских богов. Источник происхождения всего сущего некое бесконечное, «нестареющее» [божественное] начало — апейрон, которому присуще непрерывное движение. Сам апейрон, как то, из чего всё возникает и во что всё превращается, есть нечто постоянно пребывающее и неуничтожимое, беспредельное и бесконечное во времени.
Земля занимает середину мира и неподвижна; животные и люди образовались из отложений высохшего морского дна и изменили формы при переходе на сушу. Мир не вечен, но по разрушении его из беспредельного выделяется новый мир, и этой смене миров нет конца. Анаксимандр считал Вселенную подобной живому существу. В отличие от нестареющего времени она рождается, достигает зрелости, стареет и должна погибнуть, чтобы возродиться вновь
Не понятно: апейрон – смесь первовеществ или нечто среднее между ними, или нечто вообще неопределенное, вообще не вещество?
Анаксимандр ввел в употребление то, что древние греки назвали «гномон» – элементарные солнечные часы, которые были известны ранее на Востоке. Это вертикальный стержень, установленный на размеченной горизонтальной площадке. Время дня определялось по направлению и длине тени. Самая короткая тень в течение дня определяла полдень, в течение года – летнее солнцестояние, самая длинная тень в течение года – зимнее солнцестояние.

Особняком Гераклит Эфе́сский. Из города Эфеса. Известен как Мрачный или Тёмный.
Приписывается авторство известной фразы «Всё течёт и движется, и ничего не пребывает».
Принадлежал к роду басилевсов (царей-жрецов с чисто номинальной властью во времена Гераклита), но добровольно отказался от привилегий, связанных с происхождением, в пользу своего брата. Диоген Лаэртский сообщает, что Гераклит, «возненавидев людей, удалился и стал жить в горах, кормясь быльём и травами». В его жизни отмечают влияние зороастрийского учения. Зороастризм – одна из древнейших религий, Заратуштра, Зороастр (Иран). Мрачные легенды об обстоятельствах смерти Гераклита («велел обмазать себя навозом и, лёжа так, умер», «сделался добычей собак») некоторые исследователи интерпретируют как свидетельства о том, что философ был погребён по зороастрийским обычаям.
Известен 5 основными идеями:
Первоначало или первоначальная материальная причина мира – огонь. Согласно зороастризму, все материальные создания сделаны из Света, в соответствии со степенями его сгущения. Огонь — самая видимая и сияющая форма того Божественного Света среди материальных созданий. Священный огонь (Атар) играет исключительно важную роль в зороастризме – отсюда название «огнепоклонники». В зороастрийских храмах горит неугасимый огонь. В некоторых огонь не гас на протяжении более тысячи лет. Священный не сам храм, а огонь.
Гераклит:
Мир есть вечно-живой огонь. Существуют периодические эпизоды мирового пожара, во время которых космос уничтожается, чтобы возродиться снова. Души состоят из огня; они из него возникают и в него возвращаются.
Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода — в землю. Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем — остыла.
Все движется, Всё есть поток. Постоянные трансформации. Но есть нечто постоянное – это не первоэлемент, а сам постоянный закон трансформаций.
Диалектика. Противоположности. Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием. Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых». Хорошие и желательные вещи, такие как здоровье или отдых, выглядят возможными только если мы распознаем их противоположность. Некоторые противоположности сущностно связаны. Так горячее-холодное — это горяче-холодный континуум, у этих противоположностей одна сущность, одно общее для всей пары — температура. Также пара день-ночь — общим для включенных в неё противоположностей будет темпоральное значение «сутки».
Логос в целом есть единство противоположностей. Это разумная необходимость, управляющая миром. Он выражает единство борьбы и гармонии в мире.
(Есть альтернативная, весьма интересная трактовка Гераклита и других досократиков здесь. Она связана с толкованием термина «софос» как мудреца, который постиг истину через мистический опыт. Гераклит, постигнув истину, изложил ее аллегориями, которые были прочитаны буквально, как физические сущности. В западной философии о мистицизме Гераклита писали различные философы, среди которых Б. Рассел. Однако, и он, видя в Гераклите и мистика, и эмпирика, понимал некоторые мистические высказывания Гераклита в их буквальном, «эмпирическом» значении, упуская при этом их мистико-эзотерический смысл. Это относится, прежде всего к самим стихиям, «огню», прежде всего а также к таким категориям мистицизма, как «солнце», «море» и т.п.
Философский диалектический метод Гераклита в этой трактовке — это способ отображения того, что другие воспринимают как противоположности и что для мистика является единым. Кроме того, этот метод послужил Гераклиту для отображения динамики уровней трансформации духовных ступеней восхождения человека, традиционно описываемых софосом в виде 4-х «стихий» и находящих свой пик в «огне», высшем уровне.
Также трактуется в мистическом ключе и Фалес. Для мистиков вода — символ ментальности. То есть то, что буквально понималось физически, на самом деле, это описание психологической трансформации души того, кто встал на путь познания единого, истины. Но эта трактовка не вписывается в классическое толкование древнегреческой философии (и вряд ли подходит для ответа на экзамена, только если вы сумеете должным образом обосновать ее :))
Возвращаемся к классической трактовке древнегреческой философии. Итак,
в противоположность Гераклиту Парменид, основатель элейской школы, учил, что есть неподвижное бытие, вечное, не имеющее частей, сфероподобное, совершенное. Множественность, изменчивость мира, о которой говорят наши чувства, заблуждение. Бытие и мысль о бытии тождественны. Небытия нет.
Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление, и мыслимое есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём.
Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет.
Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует.
У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара.
Зено́н Эле́йский , ученик Парменида. Родился в Элее,. Знаменит своими апори́ями, которыми он пытался доказать противоречивость концепций движения, пространства и множества. Современники упоминали 40 апорий Зенона, до нас дошли 9. Наиболее известны апории о движении: Ахиллес и черепаха, Дихотомия, Стрела, Стадион.
Известны мнения об участии Зенона в заговоре против элейского тирана, о провале заговора и отважном, дерзком поведении философа после ареста. «Когда на допросе его стали спрашивать о сообщниках и об оружии, он донес на всех друзей тирана с тем, чтобы оставить его в одиночестве, а потом, [заявив], что он-де должен кое-что сказать ему на ухо кое о ком, укусил [тирана за ухо] и не отпускал до тех пор, пока не был заколот…»
Именно с Парменида начинается собственно философский анализ реальности, за которым стоит тезис о различии сущности и явления, различия того, что мы видим, и того, что может быть присуще бытию как таковому. У него это различие получает выражение в отрицании возможности движения, т. к. мир, с точки зрения Парменида, это плотный шар, в котором нет пустоты. Соответственно, никакое движение в нем невозможно. Для доказательства тезиса Парменида Зенон сформулировал известные апории (парадоксы, показывающие логическую невозможность движения, отражающие его противоречивый характер) «Ахилл и черепаха», «стрела» и др. Первая апория строится на мысленном рассмотрении ситуации, в которой быстроногий Ахилл догоняет черепаху. С точки зрения Зенона, Ахилл никогда не догонит черепаху, т. к. за то время, пока он пробежит разделяющее их расстояние, черепаха пройдет еще какой-то небольшой участок пути.
Утверждение Парменида было опровергнуто Демокритом, сформулировавшим положение, согласно которому в мире есть атомы и пустота. Пустота позволяет атомам перемещаться, в силу чего движение возможно.
Демокри́т Абдерский, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики. Точных свидетельств о годах жизни Демокрита нет. Считают, что он прожил более ста лет.
Некоторые интерпретаторы даже утверждают, что сама идея атомизма была подсказана или рассказана Демокриту персидскими учителями. И для такого предположения есть основания, потому что эта идея, вероятно, вызревала на Древнем Востоке.
Когда отец оставил своим сыновьям наследство, то тут Демокрит, по мнению некоторых своих практичных сограждан, совершил неразумный, просто необъяснимый поступок: из наследства он выбрал себе не землю, не дом, не рабов, а деньги, правда, по тем временам немалые. Но ведь деньги, рассуждали недоумевающие сограждане, можно легко потерять. Однако Демокрит выбрал деньги отнюдь не случайно: он совершенно точно знал, что с ними будет делать — решил отправиться в дальние странствия. Около десятка лет Демокрит провел в путешествиях: его, конечно, интересовали другие страны, города, народы, но больше всего влекли к себе знания, которые он мог получить в этих краях. Иными словами, Демокрит довольно рано определил себя как личность, выбрав путь «человека знания», мудреца, философа.
Возвратясь из путешествия, он не привез ни товаров, ни увеличившейся суммы денег (по понятиям жителей Абдер, он вообще ничего не привез, ибо приехал беднее, чем раньше). Тогда против него было возбуждено судебное дело о растранжиренном наследстве. Но когда на судебном процессе его спросили, что же он сделал с отцовскими деньгами, что привез из путешествия и как оправдается, как защитит себя, Демокрит прочитал судьям — либо частично, либо полностью — свое сочинение «Мирострой». Решение судей было неожиданным и очень любопытным: они признали, что Демокрит взамен отцовского наследства накопил мудрость, знания; за время путешествия он стал мудрецом; книга, которая была прочитана судьям, это удостоверяет. Демокрит по суду был оправдан.
Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» — неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей.
Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи. Бесконечность числа атомов во Вселенной, бесконечность их форм. Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте) хаотично, сталкиваются и в зависимости от форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение — свойство, естественно присущее атомам. Тела — это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов.
Развитие вселенной, порядок мира, все в сущности определено (детерминировано) механическим движением атомов. Поэтому в его системе нет места для объективного существования «случайности». И сама «случайность» объясняется отсутствием каузального объяснения, незнанием причин определенного явления.
Говоря о первоначале, древние атомисты должны были также решить вопрос вообще о начале или конце мира, о начале и конце — или о бесконечности — времени и пространства. Отвечая на него, атомисты утвердили уже вызревавшую в античной философии мысль о том, что в пространстве и времени природа, космос бесконечны. Аргументы их были оригинальными и остроумными: атомисты… просто отменили вопрос о начале! Они заявили, что атомы, поскольку они сущности, вообще не имеют ни начала, ни конца. Они всегда есть, были и будут.
Пифагор
Жил в 6 веке до нашей эры, имел множество последователей и пытался с помощью математики объяснить природу мироздания. Пифагорейская математика не выходила за пределы арифметики, в то же время тезис пифагорейцев «все вещи суть числа» означал в сущности выход за пределы эмпирических законов науки.
Предпосылки для превращения математики в теоретическую науку, какой мы находим ее в «Началах» Евклида, впервые возникли в Древней Греции. Особенно важную роль в формировании древнегреческой математики сыграла пифагорейская школа.
Математика возникла на Древнем Востоке. Но особенностью древнеегипетской и вавилонской математики было отсутствие в ней (за исключением отдельных элементов) единой системы доказательств, которая впервые появляется именно у греков. Древневосточная математика представляет собой совокупность определенных правил вычисления.
Древневосточная математика имела практически-прикладной характер; с помощью арифметики египетские писцы решали задачи «о расчете заработной платы, о хлебе или пиве и т.д.», а с помощью геометрии вычисляли площади или объемы. «…В обоих случаях вычислитель должен был знать правила, по которым следовало производить вычисление.
В Греции мы наблюдаем появление того, что можно назвать теоретической системой математики: греки впервые стали строго выводить одни математические положения из других, т.е. ввели в математику доказательство.
Одной из причин того, что математика стала в Древней Греции теоретической наукой, опирающейся на доказательство, был ее тесный союз с философией. Этот союз определил характер философии пифагорейства. Не случайно время возникновения философии совпадает с периодом становления теоретической математики.
В Греции как практически-прикладная математика (искусство счисления), сходная с египетской и вавилонской, так и теоретическая математика, предполагавшая систематическую связь математических высказываний, строгий переход от одного предложения к другому с помощью доказательства.
Вначале пифагорейцы имели дело только с целыми числами. . Связано это было с тем, что числа представлялись камешками, раскладываемыми на песке. Заметим, что именно поэтому в пифагорейской математике отсутствовало понятие нуля – ведь его нельзя увидеть! Пифагорейцы затем стали представлять числа в виде отрезков.
Принес в философию учение орфиков.
Орфей — неясная, но интересная фигура. Одни утверждают, что он был реальной личностью, другие считают его богом или воображаемым героем. Орфические доктрины содержат многое, имеющее, по-видимому, своим первоисточником Египет. Первоначально он был жрецом и философом. Орфики верили в переселение душ; они учили, что в будущем душу ожидает либо вечное, либо временное страдание от пыток в зависимости от их образа жизни здесь, на земле. Они стремились к «очищению», отчасти путем церемонии очищения, отчасти путем избежания осквернения. Наиболее правоверные из орфиков воздерживались от животной пищи. Они считали, что человек — отчасти земное, а отчасти небесное существо. В конце концов человек может стать единым целым с Вакхом и называться «Вакх».
Считается, что слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни.
Если Гераклит считает божественную истину недоступной лишь для толпы, но не для аристократического ума, то Пифагор считает, что истина доступна только Богу, а человек может лишь стремиться к ней. Математическое знание — не самоцель, оно лишь наиболее подходящая форма для символического выражения божественных тайн.