Расцвет культуры Возрождения или Ренессанса приходится на 15 – 16 века. Речь идет о Западном Возрождении.
3 концепции о Западном Возрождении как новом образе жизни и новом мировоззрении: 1) Возрождение – антипод Средневековья, радикальный отказ от всего того, что сформировалось в Западной Европе в эпоху Средних веков. Хрестоматийная, школьная точка зрения. Но исследования культуры Европы противоречат ей. 2) Иногда философии Возрождения отказывают в самостоятельности, считая лишь заключительным этапом средневековья или подготовительным к Новому времени. Одна из причин в том, что философия этой эпохи была очень живо связана с понятийными наработками поздней схоластики. 3) Это культурное явление, которое связано со Средневековьем, синтезировало его достижения с достижениями античности.
С чем связывают Возрождение?
▪ переход от деревенской культуры к городской
▪ первоначальное накопление капитала. Считается переходом от феодального общества к буржуазному. Появляются мануфактуры. Развивается банковское дело.
▪ складываются национальные государства и абсолютные монархии в Европе (первая – Испания).
3 страны в 15 веке определяют общеевропейскую ситуацию: Италия (зерна новой науки), Нидерланды (оттуда по всему континенту семена новой религии) и Испания (современная идея Государства).
▪ религиозные войны, конфликты, Реформация, распространение протестантизма.
▪ бурное развитие мореплавания, эпоха великих географических открытий. Эпоха великих географических открытий. Средневековая цивилизация морская, так как мореплавание вокруг морей – Средиземного и Балтийского. К 1517 г. эра океанической цивилизации, главные пути стали океанские дороги. Магеллан – первое кругосветное путешествие.
▪ изобретение книгопечатания, изобретение компаса, телескопа, гелиоцентрическая система мира
▪ распространение национальных языков вместо латыни в качестве письменного.
▪ расширение свободы индивидуальной деятельности
Основные черты философии Возрождения, которые позволяют говорить о ее специфике:
▪ пантеизм как господствующее мировоззрение
▪ открытие человеческой индивидуальности
▪ гуманизм, антропоцентризм, эстетизм.
Гуманизм – это понятие связывают с латинским humanitas. Слово humanitas мыслители Возрождения нашли у Цицерона и увидели в нем именно то, что отделяет их время от Средних веков. На русский его переводят как человечность. В Древнем Риме сам термин humanitas – совокупность духовно-нравственных качеств, которая образуется в человеке через воспитание и образование в обществе.
Образ совершенного римлянина, культурность, воспитанность, образованность, акцент на этической и политико-юридической области, исполнение своих обязанностей перед государством. В целом, humanitas – это образованность и личные нравственные качества (благочестие, постоянство, честность, сострадание, благожелательность. Человек – тот, кто образован и добродетелен.
В то время возникает понятие гуманитарные штудии – это изучение различных областей и рассуждения о них. Не только истории, политики, литературные занятия, рассуждения о справедливости, благе, красоте, оральных добродетелях, но и «Физика» Аристотеля, античная медицина и т.п. То есть в гуманитарных штудиях не специфический объект исследования, как сейчас, а особое понимание познания — оно совершается «свободным человеком в его свободное время», для удовлетворения собственной духовной потребности. Гуманитарные знания формируют полноценную человеческую личность.
«Гуманитарность» эпохи Возрождения – образ жизни и познания на основе идеала развитого светского человека, который способен письменно излагать свои мысли, знаток античной словесности, ценитель искусств. Это не узкий специалист современного типа, который из-за своей специализации не всегда имеет времени и сил вести активную разностороннюю деятельность.
Интерес к античным текстам и более древним эпохам (Египет). Представление о времени как о движении от древнего золотого века чистоты и истины к векам медному и железному (взятое у древнегреческого поэта Гесиода), отсюда поиски истины – поиски раннего, древнего знания. История человека считалась не эволюцией от примитивных животных к сложности, а наоборот. Отсюда ренессанс древнего. Светские гуманисты видели лучшее в текстах классической древности, а религиозные реформаторы – в самом Писании и учении ранних отцов церкви, а то, что появилось позже, искажения. Развивается светская филология, много знатоков античных текстов.
Образованность связывалась с умением изящной словесности, письма – мини-шедевр. Но так считали не все. Леонардо да Винчи себя называл «неграмотным», «omo sanza lettere» (человек без книжного образования). Не умел хорошо, как другие, ссылаться на авторов, считая, что гораздо более великая и достойная вещь — при чтении авторов ссылаться на опыт.
После падения Западной Римской империи итальянские города становятся независимыми государствами (Северная и центральная Италия). Союзы городов, некоторые морские порты – морские республики. Реальная власть светская. Развитие городской культуры, именно там капитализм, процветали благодаря коммерции, условия для развития искусства, науки. Оттуда инновации, центры коммерции и науки. Во Франции и Испании, наоборот, быстрее складывается абсолютная монархия, где правители сдерживали развитию коммерции. Эти города-государства – коммуны. Некоторые стали значительной военной силой.
Говорят даже о зарождении именно тогда того, что получило название интеллигенции. До этого ученость связывалась с клириками. Теперь светские, ослабление связей с церковью. Многие из них жили на доходы от собственной профессиональной деятельности или от знатных и богатых людей, не зависящих от церкви. Неприязнь, иногда резкая критика схоластической учености. Рассматривают теперь философские тексты как материал для критического исследования, а не как источник авторитетных цитат. Неприязнь к латыни, на которой говорили и писали в церкви и университетах. Способствовали оформлению и развитию национальных языков.
Изначально гуманизм Возрождения зарождается в литературной среде. Начало связывают с творчеством итальянского поэта Петрарки (14 век) и даже более раннего итальянского поэта Данте Алигьери. Акцент смещается со средневекового аскетизма на земное. Другие условия – активная политическая деятельность, коммерция, схоластическая ученость и болтовня, споры, не имеющие отношения к практической жизни, мешают. Петрарка считает такую ученость тщетной и иллюзорной. Реальное познание человека невозможно постичь в упрощенных и надуманных формулах.
Был провозглашен принцип доброты человеческой природы и равенства всех людей, независимо от их рождения, от их принадлежности к сословии. Уже Петрарка подчеркнул, что фортуна сильнее происхождения, социальной принадлежности человека, но сам человек, его доблесть должны быть сильнее фортуны. Определение человеческой личности через личные заслуги благодаря ее собственной деятельности, а не через родовую принадлежность к тому или иному сословию.
Светский гуманизм возникает в светских кружках. Главный центр гуманистического движения – Флоренция.
Развивается архитектура, живопись, военное, инженерное искусство. Высшее эстетическое наслаждение видят в природе. Учиться у нее – первая задача художника. Живопись порождена природой. Античная идея: мимесис – искусство возникает как подражание природе, и вообще ремесла так возникают, Демокрит: люди в ткачестве подражают пауку. В эпоху Возрождения подражание природе стало основным понятием теории искусств.
В этом смысле интересен, например, Леонардо да Винчи (1452 – 1519). Стремился тщательно зарисовывать природные формы, через эти рисунки исследовал их структуру, пытался понять их сущность. Для Леонардо живопись – и искусство, и наука. Рисунок – произведение искусства и орудие научного анализа. Его науку нельзя понять без его искусства, а искусство – без науки. Чтобы заниматься искусством, ему нужно было научное понимание природных форм, а чтобы анализировать их, нужно было их рисовать.
Кстати, в Возрождение один из методов изучения природы состоял в том, что у разных объектов живого мира выявлялись сходства, и на этом основании делался о родственности этих объектов. Например, схожесть в строении ореха и головного мозга рассматривалась как свидетельство того, что ядро ореха должно уменьшать внутренние боли головы.
Эксперимент. Когда молодой Леонардо обучался живописи, скульптуре и инженерному делу во Флоренции, мировоззрение его современников было все еще опутано средневековыми догмами. Наука в смысле системного метода получения знаний о природном мире через опыт еще не было. Были знания точные вперемешку с неточными, многое заимствовано из Аристотеля и других философов античности и соединено с учением средневековых богословов. Это преподносилось как официальная общепризнанная догма. Церковь научный эксперимент считала опасным, так как он мог опровергнуть догму и подорвать авторитет того, что считали истиной.
Леонардо за 100 лет до Галилея и Бэкона порывает с этой традицией и разрабатывает эмпирический подход к науке: систематичное наблюдение за природой, четкое рассуждение с помощью логики. Постиг науки самоучкой. Для него не начитанность обозначала свободу от чужих идей и заблуждений. Он с гордостью подписывался – «Леонардо Винчи, ученик опыта» («Leonardo Vinci dissepolo della sperientia»).
Но опыт – минимальное условие истинности. Это не только пассивное восприятие и наблюдение, но и активный, целенаправленный опыт, эксперимент. В своих сочинениях Леонардо не раз писал, как проводить эксперимент, что нужны тщательные повторы и вариации, чтобы не вмешалась случайность. Обходился простыми средствами. Бросал зернышки проса или соломинки в текущую воду, это помогало ему мысленно представить и зарисовать формы линий течения. Также опыты в контролируемых лабораторных условиях.
Очень активный человек. Потрясающие открытия в различный областях. К тем областям, которые были интересны Леонардо да Винчи относились акустика, анатомия, астрономия, аэронавтика, ботаника, геология, гидравлика, картография, математика, механика, оптика, конструирование оружия, гражданское и военное строительство, планировка городов.
Но экспериментирование само по себе — недостаточный путь достижения достоверной истинности, так как «природа полна бесчисленных причин, которые никогда не были в опыте». Отсюда необходимость теории для его осмысления: «Наука — полководец, и практика — солдаты». Главным образом под наукой он имел в виду математику, только она может придать результатам экспериментирования подлинную достоверность, точное практическое применение. Пусть не читает меня в основаниях моих тот, кто не математик.
Опять же это не исчерпывающие условия познания реального мира. Наука раскрывает количественные стороны мира вещей, но и геометрия, и математика бессильны перед качеством, в котором и заключена подлинная красота природы. Познание качественности доступно искусству – познание индивидуальности, неповторимости.
Высочайшее призвание художника – через живопись передать телесные выражения человеческого духа. Для передачи душевных состояний и эмоций запечатлевать жесты. Нет дуализма души и тела, человеческое тело – внешнее выражение души, которая придает телу форму. Понимал, что для этого надо изучать механику движений, но не считал человека машиной, первопричина человеческих движений — в душе, которая имеет не механическую природу.
Понять явление, значит, связать его с другими схожими. Когда исследовал кости и мышцы, стал изучать и рисовать механизмы: сочетал физиологию животных с инженерным делом. Исключительная способность связывать наблюдения из разных дисциплин, понять сущность жизни на самом фундаментальном уровне.
В эпоху Возрождения начинается процесс разделения веры и знания. Знание основывается на наблюдении, описании и графическом изображении, при этом художники высокой квалификации становятся иллюстраторами трудов по анатомии, ботанике и зоологии. Так, например, знаменитый немецкий художник Альбрехт Дюрер (1471 – 1528 ) был в то же время натуралистом, известны его многочисленные иллюстрации по ботанике.
В середине примерно 15 века греческий монах на службе Козимо Медичи – основатель династии Медичи. Купец и банкир. Удачными финансовыми действиями стремился обеспечить благосостояния города. Монах привез во Флоренцию греческую рукопись, которую приписывали Гермесу Трисмегисту. Его считали египетским магом, жрецом, философом, приписывали ему книги в различных областях. Источником мудрости, в котором берет начало философия Платона.
Джордано Бруно заявлял, что египетская религия космоса – самая древняя и единственная истинная религия, которую исказили иудаизм и христианство.
Натуральная магия. Симпатическая магия: на землю и людей оказывают влияния планеты и звезды, если знать, как все это устроено, можно использовать эти влияния. Например, с Венерой связаны определенные растения, минералы, металлы и животные, и чтобы овладеть силой этой планеты, их нужно использовать. Наносить на талисманы образы Венеры, талисманы из правильных материалов в правильный астрологически момент времени (возможно, когда эта планета находится в нужном положении на небе).
Вселенная – это сложная система взаимодействий. Маг – тот, кто знал, как проникнуть в эту систему, правильно использовать оккультные связи земных вещей с небесными телами.
К натуральной магии относится учение Марсилио Фичино (15 век). Проводник звездных влияний к человеку – дух мира, разлит по всей Вселенной. Влияния перетекают к человеку через собственный дух человека. Эти представления – от Плотина, неоплатонизм. Магия – это управление потоком духа мира, один из главных способов – талисманы, которые использовались и в медицине.
Марсилио Фичино входил в интеллектуальный кружок при Козимо Медичи и возглавил Флорентийскую Академию Платона. Перевел сочинения Платона на латынь, пытался примирить языческую мудрость с христианством. Смысл философствования – подготовить душу и интеллект к свету божественного откровения, к восприятию высшего закона мира. Человек – микрокосм, познающий макрокосм.
Фичино способствовал возрождению платонизма. В нем предпосылки пантеизма, которые повлияли на Джордано Бруно. Воспевание земной красоты и достоинства человека способствовало преодолению средневекового аскетизма. Идеи о всеобщей религии, которая не скована культовыми, обрядовыми и догматическими различиями.
Другой итальянский мыслитель Пико делла Мирандола (15 век). Любят приводить его сочинение «Речь о достоинстве человека» как манифест гуманизма. Пико обосновывает достоинство и свободу человека, который полновластный творец собственного я. Человек может стать чем угодно, он результат собственных усилий. В Средневековье такого не было. Но не часто объясняют, что именно Пико имел в виду. Это речь не просто о любом человеке, а о человеке-маге, который способен достичь божественной природы. Человек был когда-то и может стать вновь благодаря своему разуму существом божественным. Человеческий разум – отражение божественного ума. Возможно, такая свобода человека связана с той ролью, которую видел для него Пико. До него человек представлялся как микрокосм, высшее из земных существ, но созерцатель вселенной, отражает макрокосм. Пико человека за пределы космической иерархии, не вмещается, он вне ее ступеней, Бог не определил человеку тут место. Для других творений установлены законы, человек сам определяет свой образ. Человек не обладает собственной особой земной, небесной, ангельской природой, он должен сам сформировать себя, как свободный мастер. «ты свободен спуститься на самую низкую ступень животности. Но ты можешь и подняться к высшим сферам божественного. Ты можешь быть тем, чем хочешь».
Новое понимание человеческой природы – самостановящаяся, результат самостоятельной творческой деятельности человека. Божественность человека не в том, что он создан по образу и подобию Бога, она достижима.
Отсюда антропологизм Возрождения, человек в центре. Но надо иметь в виду и магические аспекты концепции Пико.
Пико одним из первых переосмысливает понятие магии. «Колдовскому» смыслу этого слова (глубоко уходит корнями в доисторические времена) он противопоставил смысл рациональный, связанный с постижением действительных, а не мнимых тайн природы. Первая разновидность магии (в средние века часто именовалась «черной магией») оставляет человека рабом неких злых, «демонических» сил. Другая ее разновидность — постижение неких благоприятных «божественных» сил (в средние века именовалась «белой магией»), стала теперь называться «естественной магией» (magia naturalis), постижение чисто природных тайн. Пико также против суеверного «астрологического детерминизма», что влияние планет и звезд полностью определяет жизнь человека, сковывает человеческую активность, лишает её свободы.
Идея всеобщего согласия различных учений. Ни одно из них не устанавливает раз и навсегда истину. Мудрость подлинная свободно перетекает из времени во время, из учения в учение, в разные эпохи она принимает различные формы согласно обстоятельствам. Глубокое внутреннее родство учений, в которых в исторически обусловленной форме проявилась подлинная мудрость, совечная Творцу.
Эстетический характер антропоцентризма
в живописи, скульптуре, архитектуре особенно ощущается новая атмосфера времени — отказ от средневекового аскетизма, обращение к реальному человеку вместо религиозных символов средневекового искусства. Люди перестали стыдиться своего прекрасного тела, его совершенных линий и пропорций — наоборот, художники и скульпторы изображали его во всем величии и блеске. Нет средневекового страха перед всем телесным.
Леонардо с линейкой и циркулем присутствовал при раскопках, когда откапывались греческие и римские статуи. Они — природное совершенство красоты, которое сами древние греки определяли как «соразмерность». Леонардо измерял эти фигуры, выяснял соотношения ног, рук и торса, пропорции носа, рта и глаз.
Леонардо выполнил знаменитый рисунок обнаженного мужчины – «Витрувианский человек». Математические пропорции золотого сечения. Пропорции взял из трактатов римского архитектора и инженера Витрувия.
Пантеизм Возрождения обожествлял природу и отождествлял ее с Богом. Бог в некоторых концепциях (Джордано Бруно, Бернардино Телезио) сливается с законом естественной необходимости.
Натуральная религия. Намеки уже у Николая Кузанского: принципы всех религий в конечном счете одинаково истинны, так как Бог – непознаваем, а все наши концепции о нем – лишь проекции конечного человеческого разума, они имеют под собой единую натуральную религию. С этой веротерпимостью, открытостью различным вариантам теологических учений покончит протестантизм.
Природа – первоначало всех вещей, божественное, одушевленное, наделенное всеми необходимыми силами. Полна скрытой гармонии. Человек способен к познанию тайн природы через подражание ей в творении, что и есть предмет естественной или натуральной магии.
Переход от математической мистики к точной математике связывают с Николаем Кузанским (15 век).
Концепция «ученого незнания», всякое знание о мире является приблизительным. Трактат «Об учёном незнании». Знание, которое мы получаем о мире, — сравнение и сопоставление того, что нам неизвестно, с тем, что известно. Но этот метод работает для вещей конечных. А вещи бесконечные – абстрактные объекты, мыслимые – здесь познание прямым путем невозможно. В этом и состоит ученое неведение – признать этот факт. Надо искать косвенный, обходной путь, он ступенчатый, его звенья – конечные вещи: от отдельных вещей к их видам, далее к родам, к более общим родам. Это путь уподобления бесконечного конечному.
Об эксперименте в познании природы. Рекомендует осуществить вполне конкретные эксперименты: измерить притягивающую силу магнита помощью весов, исследовать падение тел, изготовленных из различных материалов (дерева, камня, свинца). Его идеи побуждают ученых заняться лично выполнением своих планов.
С другой стороны, наш разум не может постичь истину во всей ее полноте. Только наивное мышление стремится к голой истине. Разум может усматривать ее сквозь покровы, не срывая их, не обнажая истины. Вещи и явления – только символы Бога.
Современные ученые и философы тоже говорят нечто в этом духе. Мы живем в мире, где странность таится за пределами привычных границ нашего восприятия. И мы не можем увидеть ее непосредственно, пытаясь взглянуть на нее в упор. Если мы пытаемся повернуться и встретить лицом к лицу причудливое, то, что почти невозможно помыслить, то, что прячется где-то в уголках нашего зрения, оно ускользает. Оно на периферии нашего восприятия.
Концепция бесконечности и совпадении в бесконечности противоположностей, слияния абсолютного максимума и абсолютного минимума. В актуальной бесконечности противоположности совпадают. Например, если увеличивать радиус окружности до бесконечности, то абсолютно кривая линия становится прямой. Одновременно при увеличении радиуса окружность теряет смысл понятие «центра», поскольку центром в бесконечности может быть любая точка. Так же и Бог – если мир бесконечен, то центром мира и богом может быть любой объект. Пантеизм – всеприсутствие Бога.
Центральным событием в развитии науки в эпоху Возрождения стали работы Николая Коперника. Гелиоцентрическая система мира — в которой Земля вращается вокруг собственной оси и вокруг Солнца. К ней было написано предисловие лютеранским богословом, что читатель встретится в книге всего лишь с удобной гипотезой, и что с ней не следует связывать реальное устройство Вселенной.
Известно, что католическая церковь относилась к его работам весьма благосклонно; известно также, что отношение к идеям Коперника было резко отрицательным со стороны Лютера и его сторонников. 1616 году католическая церковь включила труды Коперника в «Индекс запрещенных книг». Причиной такого решения стала активное продвижение идей Коперника монахом Джордано Бруно (казненным по приговору инквизиции в 1600 году ) и великим естествоиспытателем Галилео Галилеем ( также подвергнутым суду инквизиции ). Впоследствии гелиоцентрическая системы была признана католической церковью, и в 1822 году запрет с книг Коперника и сторонников его системы был официально снят.
Загадка Джордано Бруно (16 век)
Монах-доминиканец. Считается, что Джордано Бруно сожгли как учёного за его передовые научные взгляды по астрономии и т.д. За утверждения, что земля вращается вокруг солнца, и что солнце — не единственное во вселенной. Вот стандартный взгляд на произошедшее: «Его пытали тяжело, но пытка не вырвала ни слова признания. Он не отказался от сути своего учения: мысли о душе мира и первой материи, о всеобщей одушевленности природы и ее бесконечной потенции, о неуничтожимости и неизменности первоосновы всего сущего, о движении Земли и о существовании множества миров». Жертва инквизиции.
Так ли это?
Один из исследователей, Ю.Л. Менцин, в своей статье «Загадки процесса Джордано Бруно» спрашивает, почему учение итальянского философа о бесконечности Вселенной и множественности обитаемых миров в ней показалось инквизиции столь опасным.
В середине 20 века католические историки пришли к выводу, что речь шла не о научных и философских вопросах, не о бесконечности и вечности Вселенной, а о вопросах богословия и религии. Джордано Бруно судили не как мыслителя, а как беглого монаха и отступника от веры.
Многое в учении Бруно было созвучно идеям его предшественников и последователей — Николая Кузанского, Фичино, Коперника, Галилея, Кеплера и других, но инквизиция почему-то отправила на костер именно Бруно.
Есть предрассудок, что если инквизиция сожгла, значит, за науку. Но часто эти ученые покушались на основные положения Церкви. Например, Мигель Сервет открыл кровообращение – значит, за это и сожгли. В действительности каждый случай надо изучать отдельно, ведь тот же Мигель Сорвет, испанский мыслитель, естествоиспытатель и врач, например, настаивал на «сознательном» крещении христиан в 30 лет, считал, что «Иисус есть Сын вечного Бога, а не вечный Сын Бога», называл Святую Троицу «изобретением сатаны». Сам Джордано Бруно также сомневался в святости Иисуса, утверждал, что религия есть не более чем средство для управления неграмотным народом, критиковал христианскую этику, говорил, что из Библии нужно черпать лишь моральные истины.
Еще Св. Фома считает, что мир, который нас окружает и в котором мы живем, не является единственно возможным миром, и не является лучшим из миров. Он — лишь один из бесконечного множества возможных миров. Почему Фому канонизировали, а Бруно, который тоже учил о множестве миров, сожгли?
Есть мнение, что католическая церковь сожгла за то, что он посмел высмеять самое святое — Евхаристию. Т.е. учение о том, что хлеб в таинстве буквально превращается в мясо Христа, а вино — в буквальную кровь Христа! Из приговора: «Ты, брат Джордано Бруно, … еще 8 лет назад был привлечен к суду святой службы Венеции за то, что объявлял величайшей нелепостью говорить будто хлеб превращается в тело (Господне)» (приговор). Католический догмат «пресуществления» (transsubstаntiatio). Хлеб сохраняет все внешние «акциденции» хлеба, но по сути становится… мясом».
Если судить по протоколам допросов Бруно, то обвинений в гелиоцентризме нет.
Цитата из резюме обвинений против Джордано Бруно: «В этих книгах он учил, что миры бесчисленны; что душа переселяется из одного тела в другое и даже в другой мир; что одна душа может находиться в двух телах; что магия — это вещь хорошая и дозволенная; что Святой Дух — это ничто иное, как душа мира; он говорил, что Моисей совершал свои чудеса посредством магии; он говорил, что Моисей выдумал свои законы, а Священное Писание есть только призрак; он говорил, что дьявол будет спасен. От Адама и Евы он выводит родословие только евреев — остальные люди происходят от тех двоих, которых Бог сотворил днем раньше. Христос, по его мнению, это не Бог. Он был знаменитым магом, и за это по заслугам был повешен, а не распят. Пророки и апостолы были негодными людьми магами и многие из них были повешены». (Джордано Бруно и инквизиция. Протоколы процесса Джордано Бруно в венецианской инквизиции. В сборнике «Вопросы истории, религии и атеизма»,Т. 1, М. 1950). Действительно ли Бруно учил тому, в чем его обвиняли, или нет, отдельный вопрос.
Вообще, интересно о взаимоотношениях философии и науки пишет (!) легендарный диакон Андрей Кураев здесь
Северное Возрождение
Главный центр гуманизма – Италия, но в целом в той или иной мере по всей Европе. Северное Возрождение: Эразм Роттердамский и Томас Мор (15-16 века). Эразм сблизил античные и христианские морально-философские идеалы: Сократ приравнен к Христу. Ратовал за перевод Священного Писания на народные языки, подготавливал идейную почву для Реформации.
Эразм Роттердамский. Нидерланды. Памфлет «Похвала глупости»: глупость – свидетельство противоречивости человеческой природы. «Глупость говорит: пусть грубые смертные толкуют о ней, как им угодно, она же дерзает утверждать, что ее божественное присутствие, только оно одно, веселит богов и людей. А посему сейчас будет произнесено похвальное слово Глупости». Все жизнь происходит по глупости: если мудрец возжелает стать отцом, он взывает к глупости, ибо какой муж согласился бы добровольно связать себя узами брака, если бы заранее взвесил все невзгоды супружеской жизни? Какая женщина допустила бы к себе мужа, если бы подумала об опасностях и муках родов и о трудностях воспитания детей? Только благодаря веселой и хмельной игре Глупости рождаются на свет и угрюмые философы, и государи, и священники. Все, что есть в жизни приятного, дар Глупости. Чем была бы земная жизнь без наслаждений? Без глупости только печаль, скука и тяготы. Глупость младенцев чарует родителей и обеспечивает тем любовь и опеку. Источник очарования юности – глупость: чем меньше мальчик умничает, тем он приятнее окружающим. Никто из смертных не вынес бы старости, если бы глупость не сжалилась и не поспешила на помощь.
Мужчины, рождённые для дел правления и посему получившие несколько лишних капель разума, сочетаются браком с женщиной, скотинкой непонятливой и глупой, но зато забавной и милой, дабы она бестолковостью своей и подсластила тоскливую важность мужского ума. Известно, что женщина вечно будет женщиной, иначе говоря — дурой, но чем привлекают они к себе мужчин, как не Глупостью? В Глупости женщины — высшее блаженство мужчины.
Кстати, сам Эразм был плодом незаконной связи юноши, которого родители определили к духовной карьере.
Без Глупости никакая связь не была бы приятной и прочной: народ не мог бы долго сносить своего государя, господин — раба, служанка — госпожу, учитель — ученика, жена — мужа, квартирант — домохозяина, ежели бы они не потчевали друг друга мёдом глупости.
Люди просят святых о чем угодно, но не от избавления от глупости. Устранить ложь — значит испортить все представление. Все веселье жизни людей. Лишь одним дуракам даровали боги уменье говорить правду, никого не оскорбляя. Знание отнимает радость жизни.
Глупость не только источник жизни простых, неученых людей. Среди ученых грамматики, риторы, юристы, философы, поэты, ораторы, те, кто марают бумагу разной чушью. Кто пишет по-ученому, достоин скорее сожаления, чем зависти. Долгие годы мучаются, изменяют свои труды, вечно ими недовольные. Теряют здоровье, красоту, ранняя старость. Наш мудролюб считает, что он вознагражден, если его похвалят 2-3 таких же ученых слепца. Другой тип глупца: не корпит по ночам, а записывает все, что взбредет ему на ум, знает, чем больше вздора напишет, тем вернее угодит большинству, всем дуракам и невеждам.
Кстати, в названии обыгрывает фамилию своего друга, Томаса Мора. По-латински (мория). Мория (др.-греч. «глупость») — патологически повышенное настроение в сочетании с двигательным возбуждением, беспечностью, дурашливостью, склонностью к грубым шуткам, каламбурам. Возникает при поражениях лобных отделов головного мозга.
Эразм – система педагогики. «О первоначальном воспитании детей». Детей нужно правильно воспитывать с самого рождения. Нельзя относиться с жестокостью. Резко против жестокости средневековой школы, «пыточная камера», где ничего не услышишь, кроме шума розг и палок, криков боли и рыданий, ругани. Что другое может получить ребёнок, кроме ненависти к науке?
Томас Мор – английский юрист, лорд-канцлер, писатель, святой Католической церкви. Выступал против создания Англиканской церкви и разрыва Англии с Римом. Конфликтовал с королем Генрихом VIII, в том числе в вопросах веры. Генрих VIII сделал Англию протестантской нацией. У него было 6 жен. В 17 лет против воли был вынужден жениться на Екатерина Арагонской, а когда решил с ней разводиться, Папа Римский отказ ему совершить развод. Это стало формальным поводом для разрыва отношений с папством. Парламент принял акт, который провозгласил короля главою Церкви Англии. Передал монастырские земли в частные руки. Томас Мор, который отказался присягнуть ему как Верховному главе Церкви, был заключен в Тауэр и казнен, потом причислен к лику святых. Генрих VIII казнил не только несогласных поданных. Говорят, казнил 72 тыс. человек. Судьба его супруг заучивается английскими школьниками при помощи мнемонической фразы «развёлся — казнил — умерла, развёлся — казнил — пережила».
Генрих VIII после развода с Екатериной, от которой он так и не мог получить сына, женился на Анне Болейн, которая ему тоже не родила сына. Обвинил в супружеской измене, казнил. Через неделю женился на другой, родил единственного сына. 3ая жена – политический союз. Сначала видел ее портрет, понравился, в реальности разочаровался, нашел официальный повод для развода (ее предыдущая помолвка) и казнил Томаса Кромвеля, который устроил этот брак. 4ю казнил за измену. 5ая его пережила и вышла потом замуж.
Самое известное произведение Томаса Мора – «Утопия». В первой части критикует общ-полит порядок, также программа реформ. Во второй части – фантастическое устройство общества. Во главе мудрый монарх, все должности выборные. Интеллигенции руководящую роль. Отмена частной собственности, общее производство, труд обязателен, все граждане до определенного возраста занимаются поочередно земледелием. Ручной труд, 6 часов в день и не изнурителен. Деньги только для торговых отношений с другими странами, на торговлю государственная монополия. Продукты распределяются по потребностям. Женщины полное равноправие. Мор серьезно интересовался образованием женщин, считал, что они так же способны к научным достижениям.
Кстати, итальянский священник и философ Томмазо Компанелла считал, что 4 часа работать. В начале 20 века эти идеи стали очень актуальными, бизнесмены под напором профсоюзов стали понимать, что изнурительный труд больше 10 часов в день снижает эффективность. Нидерланды стали первой страной, где средняя рабочая неделя достигла 21 часа. Компанелла – утопия общественного устройства – «Город Солнца». Философская жизнь в коммунизме. Тоже против частной собственности, с ней уничтожаются в городе Солнца и многие пороки, исчезает всякое самолюбие и развивается любовь к общине. Дома, спальни, кровати и всё прочее необходимое у них общее.
Управляется верховными первосвященниками, самые мудрые и ученые граждане. Жрецы определяют, кого с кем соединить браком для наилучшего потомства, исходя из телосложения и характера. Например, учёных, которые «производят худосочное потомство», «сочетают с женщинами живыми, бойкими и красивыми», чтобы уравновесить баланс. С момента рождения дети начинают обучаться и воспитываться в обществе. Основной метод для этого — обучение по картинам, которыми исписаны стены домов города. С 10 лет начинается обучение детей на практике. При этом дети проходят не только общие предметы, но и ремесленное дело и сельское хозяйство. Про женщин: «подвергаются смертной казни те, которые из желания быть красивой начали бы румянить лицо, или стали бы носить обувь на высоких каблуках».
Реформация
Важнейшее событие в духовной жизни 16 века. Реформаторы: Мартин Лютер и Жан Кальвин. В основе оппозиция истинной христианской веры и церкви. Что вызвало протест в католицизме? Формальный повод – продажа индульгенций (грешить в долг и покупать право на будущий проступок). Но злоупотребления церковных лиц и до Лютера вызывали возмущение. Он о них говорит сдержанно. Он против внешней активности перед Богом делами, подвигами и заслугами, доктрина добрых дел. Оправдание посредством действий. Торговля священным товаром открывала возможность искупать преступления без всякого раскаяния в нем. Надо внутренним раскаянием, чистосердечным раскаянием в содеянном.
В позднесредневековом католицизме отход от духа первоначального христианства, греши и кайся, кайся и греши. Бог, говорит Лютер, не испытывает никакой нужды в услугах, приношениях, дарах, восхвалениях. В прегрешениях людей его огорчает не нарушенный порядок и даже не ущербы. Бог скорбит над злом и несчастьем, которое виновный совершил над самим собой. Необходимо поэтому, чтобы грешник сам же возненавидел свой грех, ужаснулся, сокрушил себя и сделался новым человеком, для которого повторение преступления стало невозможным.
Религиозный подвиг – в очищении личной верой в Христа. “Sola fide” – только искренняя вера, жертва собственным эгоизмом может спасти душу. «поиски Христа в собственном сердце» были и до Реформации. Теперь официально.
Всю жизнь человек переживает “mea culpa”. Человек – существо, которое осознает греховность своей природы, и Лютер вводит в теологию концепт сознания. Сознание – бытие, которое не удовлетворено собой и в этом находит побуждение к изменению. До совершения прегрешения человек живет бессознательной жизнью, не осознавая грешности своей природы. Живет не подлинной, рутинной жизнью. Прегрешение пробуждает от спячки, заставляет всерьез задуматься о сознательном выборе между добром и злом. Подумайте сами: нам с детства вбивают мораль, что хорошо, а что плохо, и мы автоматически следуем нормам морали, но моральны ли мы внутри себя? Когда человек совершает то, что до этого сам автоматически считал плохим, он способен взглянуть на себя по-другому: а так ли я добр и хорош? Не свинья ли я, которой очень трудно стать нравственно совершенной личностью?
Интересный принцип: в Новом Завете возлюби ближнего и врага как самого себя, здесь – возненавидь себя и прокляни. Энергию ненависти к злу в мире направить внутрь, против своего нравственного убожества, выдавить из себя подлеца. Мы должны поступать по отношению к нам самим, как поступает тот, кто ненавидит другого. Отдать себя в ад для Бога и его справедливости.
Человек утверждает свое ничтожество перед Богом, но не перед людьми и священником. Здесь, в миру человек свободен и сам решает свои задачи. И вот религиозные истоки капитализма.
Человек должен перестроить не только свои мысли, но и все практическое поведение. Не лгать и не пустословить, быть последовательным в мыслях, работать добросовестно, заботиться об общественно полезном применении нажитого состояния.
Это привело к тому, что человек стал отдаваться мирским занятиям полностью, с самоотречением. Среди успешных бизнесменов – протестанты. Бизнес и другая деятельность как прямое служение Богу. Отсюда религиозно мотивированный профессионализм и религиозно мотивированная предпринимательская этика. Получение прибыли как дело, угодное Богу, если совершается честно, при строгом соблюдении обещаний и договоров, потребительском воздержании и непременном инвестировании нажитого богатства. В связи с этим появилось такое понятие как «протестантская трудовая этика». Материальный достаток — критерий вашего спасения. Бог заранее определил некоторых к спасению, а других – к вечному проклятию. Никто не знает, кого к чему. И успех как раз показывает вашу богоизбранность. Если честным трудом нажили состояние, значит, есть божий дар к спасению.
Мишель Монтень (16 век). Скептицизм. Мы привыкли к определенным взглядам и порядкам, которые представляются нам правильными, естественными, даже совершенными только потому, что они общеприняты в нашей стране, а ведь она – лишь ничтожно малая часть мира. «Наш кругозор крайне мал, мы не видим дальше своего носа». Общепризнанное мнение, что собственные нравы, религия, общественное устройство самые правильные, поэтому мы их и придерживаемся. Монтень показывает, что наоборот: эти правила освящены традицией и авторитетами, поэтому и считаем их правильными. Общепринятых мнений практически никогда не проверяют и поэтому не сомневаются во многих вещах. В настоящее мнение люди идут одной дорогой, все философские и научные школы на одно лицо, одинаковый способ воспитания и обучения. Путешествия — лучшее средство преодоления узости кругозора. Автор «Опытов».