Тема 11. Основные проблемы философии экзистенциализма.

Основные понятия
Экзистенция – центральная категория экзистенциальной философии (Кьеркегор, Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Марсель, Камю и др.), обозначающая прежде всего уникальное и непосредственно переживаемое человеческое существование.
Абсурдизм (также известный как «философия абсурда») – система философских взглядов, развившаяся из экзистенциализма, в рамках которой утверждается отсутствие смысла человеческого бытия (абсурдность человеческого существования). Предпосылками для возникновения философии абсурда стала череда мировых войн начала XX столетия, страдания и гибель людей в которых, а также социальная неустроенность общества.
Пояснения к теме
Разочарование в возможностях научного разума и понимание того, что он не в состоянии решить все проблемы человеческого существования, привел в ХХ в. к тому, что влияние позитивизма стало постепенно уменьшаться. Две мировых войны, фашизм и другие тоталитарные режимы свидетельствовали, что люди не столь разумны и добродетельны, как представлялось. Влияние экзистенциализма особенно усилилось в 50-е, 60-е годы ХХ столетия.
Выделяют атеистический и религиозный экзистенциализм. К атеистическому экзистенциализму можно отнести Жан-Поль Сартра, Альбера Камю, Симону де Бовуар. К религиозным экзистенциалистам относят Карла Ясперса, Габриэля Марселя, Пауля Тиллиха, русских философов Льва Шестова и Николая Бердяева. Также к экзистенциалистам относят Хосе Ортега-и-Гассета.
Центральной проблемой экзистенциализма была проблема жизнедеятельности и мироощущения индивида в обществе, переживающем глубокий кризис. В центре картины мира экзистенциальных мыслителей – индивидуальная сущность человека – экзистенция. Экзистенциалисты переместили акцент на онтологию, а в онтологии – на бытие человека. «Новую онтологию» интересует не некое изолированное сознание человека, а духовно-психическое (сознание и бессознательное), взятое в неразрывном единстве с человеческим бытием. Основной тезис экзистенциализма можно сформулировать следующим образом: существование человека предшествует его сущности. Изначально человек свободен, он просто существует, а его сущность определяется в процессе существования.
Его представители соединены сюжетно-тематически своими работами, которые отличаются причудливыми категориальными построениями, свободно переносимые в драматургию и прозу, но занятые стремлением вслушаться в подвижные умонастроения и ситуационно-исторические переживания человека современной эпохи, пережившего глубокие потрясения. Эта философия обратилась к проблеме критических, кризисных ситуаций, пытаясь рассмотреть человека в жестоких испытаниях, пограничных ситуациях. Главное внимание уделяется духовной активности людей, духовной выдержке человека, заброшенного в иррациональный поток событий и радикально разочарованного в истории. Новейшая история Европы обнажила неустойчивость, хрупкость, неустранимую конечность всякого человеческого существования. Новым откровением оказывается сознание собственной смертности и несовершенства, которым обладает каждый человек. Это состояние М. Хайдеггер называет подлинным бытием человека, как «бытие-к-смерти». Самым надежным свидетелем истины при этом считается нетранслируемая индивидуальная субъективность сознания, выраженная в настроениях, переживаниях, эмоциях человека. Бытие, по Сартру, только может быть достигнуто путем переживания, скуки, отвращения. Задачи подлинной философии – аналитика бытия человека, застигнутого «здесь и теперь», в произвольной сиюминутности его переживаний. Это чувственно-интуитивное постижение мира и человека.
Карл Теодор Ясперс (1883-1969) – немецкий философ, психолог и психиатр, один из главных представителей экзистенциализма. Философия К. Ясперса заметно отличалась от других разновидностей экзистенциалистской философии своей приверженностью рационализму и науке. Правда, при этом Ясперс критически оценивал некоторые центральные идеи классической рационалистической философии (например, не принимал ее самоуверенный сциентизм). Их результатом, по мнению Ясперса, стало пагубное «раздробление» мира, невнимание к целостности бытия и, как следствие, пренебрежение метафизикой как учением о первоосновах универсума. Ясперовская философия предложила метафизику, которая сосредоточивалась вокруг трех основных проблемных сфер, очерчиваемых категориями «всё» (das All), «изначальное» (das Urspriingliche) и «одно» (das Eine). «Всё» наличного бытия – это миф; «изначальность» – это экзистенция; «одно» – это трансценденция. Мир надо осмыслить, чтобы ориентироваться в нем. «Высвечивание экзистенции» нужно нам, индивидам, чтобы обрести свою сущность.
Что такое экзистенция в понимании Ясперса? Об экзистенции, подчеркивает философ, можно говорить тогда, когда возникает решимость поставить поистине философский вопрос: что противостоит целостному бытию мира? Ясперс отвечает на вопрос так: ему противостоит особое бытие. «Это бытие и есть я сам в качестве экзистенции. Она – и есть я, поскольку я не становлюсь объектом. В ней я знаю себя в качестве независимого … исходя из такой возможности я живу; только осуществляя ее, я есть я сам». Не наше наличное бытие есть экзистенция, но человек в наличном бытии – возможная экзистенция. Экзистенция высвечивается в ситуациях заботы и страдания и в особенности в пограничной ситуации. Ситуация эта, по словам Ясперса, подобна нерушимой стене – мы наталкиваемся на нее, мы не в состоянии ничего изменить; стена становится единой с нашим наличным бытием.
Но такая «бытийная глубина экзистенции», по Ясперсу, в пограничной ситуации вовсе не дана индивиду просто и непосредственно. Необходимо специальное прояснение, высвечивание историчности ситуации. Тут-то и нужно сохранить уникальную свободу, как и «тревогу, связанную со способностью к выбору». Необходимо учитывать, добавляет Ясперс, что во всякой единичной ситуации уникальна и неповторима коммуникация с другими людьми, «схватывание» индивидом своего Я, своей самости через коммуникацию. Таким образом, экзистенция «высвечивается» через отнесение человека к бытию, к другим людям (т.е. через коммуникацию). Но главное в экзистенции, по Ясперсу, это свобода. Вот почему экзистенция необнаружима в предметно-вещном мире, подчиненном необходимости. Сама суть экзистенции – свобода, неподвластность объективизации, овеществлению. Через пограничную ситуацию, экзистенцию и свободу человек, согласно Ясперсу, может «пробиться» к другому, не физическому, а духовному миру.
При этом ориентирование в мире, пишет Ясперс в работе «Философия», необходимо разделять на научно-исследовательское и философское. Объективное познание мира наукой принципиально важно для человеческой жизни. «Без него невозможно никакое философское ориентирование в мире». Вместе с тем философское ориентирование необходимо и для науки и для практики, ибо оно предупреждает против превращения какой-либо определенной картины мира, которую в тот или иной момент предлагают науки, в абсолютную и окончательную.
В центре философии Жан-Поля Сартра (1905–1980), французского философа и писателя, – проблема человеческого существования. Каждому человеку свойственно задумываться о смысле своего существования. Но Сартр считает, что главная проблема в том, что у человеческого существования нет смысла, человек не имеет сущности; нет того, для чего он создан. Создавая вещи, люди знают для чего та или иная вещь будет служить, в чем ее предназначение. Сартр же говорит, что, так как Бога нет, то человек заброшен в бытие, предоставлен самому себе и не представляет, что ему делать со своим существованием. Нет никого, кто бы подсказал человеку, как поступать, никто не может вселить в него уверенность. Поэтому люди вынуждены сами создавать свою сущность, задавать смысл своего существования. «Человек, – пишет Сартр, – это проект бытия. Он есть то, к чему он стремится. Он действует согласно «модели», «проекту» себя, которые он сам же изобрел. Самая трудная проблема, которая встает перед человеком на этом пути – проблема выбора. Человек не может знать, к каким последствиям приведет выбор, но вынужден его делать, принимая на себя ответственность за свое решение. Выбор всегда предполагает тревогу и отчаяние. Но именно тревога, полагает Сартр, помогает осознать человеку свою свободу. Находясь в отчаянии, человек должен действовать без надежды, принимать во внимание только собственные возможности, делать то, что зависит исключительно от него самого.
Сартр полагал, что какими бы трудными не были внешние обстоятельства, у человека всегда есть свобода выбора, он всегда может остаться собой, быть верным своим принципам. Человек обречен быть свободным, ничто не избавит его от необходимости выбирать и нести ответственность. Ведь в процессе принятия решений человек не может в полной мере опираться ни на одну из систем морали, ни на свои чувства. А поскольку у человека всегда есть выбор, то и в своих неудачах он должен винить только себя. Нет ни людей, ни обстоятельств, которые предопределили бы его решение. В такой ситуации людям легче избавиться от свободы и ответственности, чтобы обрести покой. Сартр же запрещает человеку «плыть по течению», полагая, что выбор всегда нужно совершать осознанно. Правильным будет любой выбор, если целью этого выбора является свобода: «выбирать можно все, что угодно, если речь идет о свободе решать». Людей, которые ссылаются на детерминизм в объяснении своих поступков, Сартр называет трусами. Быть вне детерминизма и означает, что экзистенция предшествует сущности.
Основной темой философии Альбера Камю (1913–1960) была тема абсурда человеческого существования. Он критиковал как религиозное понимание человека, так и следование каким-либо моральным системам, нормам общества, заповедям и пр. Абсурдный человек, считает Камю, должен действовать, исходя из принципа: «Если Бога нет, то все позволено». Но это не значит, что человеку позволены какие угодно действия. Это означает, что ничего не запрещено и человек может сам выбирать, как ему поступать. Камю говорит: «существует ответственность, но не существует вины». Абсурдный человек не верит в Бога, в божественную благодать, он лишен надежды и не испытывает иллюзий по поводу счастливого будущего. Человек не способен понять смысл мира, природа всегда содержит в себе что-то, что недоступно разуму, то, что ускользает от него. Человеческая жизнь однообразна и монотонна, он вынужден изо дня в день выполнять примерно одни и те же действия. В итоге такая рутина вызывает чувства скуки и тоски. У человека в такой ситуации есть выбор – либо сознательно идти по прежней колее, жить безотрадной жизнью, либо окончательно пробудиться. Вопрос о том, стоит ли жизнь быть прожитой – главный вопрос всей философии, считает французский мыслитель. Задача человека – найти силы жить в состоянии абсурдности своего бытия. Человек должен нести бремя жизни, не смиряясь с ним, а бунтуя: «я бунтую, следовательно, мы существуем». Бунтуя, человек восстает против своего удела и против всего мироздания. Он способен жить, осознавая абсурдность своего бытия, с которым невозможно смириться, но нужно пытаться бороться. Именно бунт, по Камю, придает ценность бытию и свидетельствует о величии человеческого духа, способного бороться с превосходящей его реальностью.