Тема 1. Содержание и основные понятия научно-технической политики

С наукой и инновациями связано много ожиданий у политиков большинства стран. Ожидается, что новые научные решения
могут в том числе изменить качество жизни людей. Всегда ли такие высокие ожидания оправданы? Как политикам управлять этим высокодинамичным и экспертным полем? Почему сходные политические решения работают разным образом в разных странах и даже регионах и городах? Как наука и инновации могут продвинуть экономику целого региона?

Социально-экономическое развитие любой страны невозможно без теснейшего взаимодействия всех отраслей промышленности с научным сектором. Именно за счет такого взаимодействия должен обеспечиваться экономический рост и, в конечном итоге, благосостояние общества. В настоящее время принято говорить об инновационном пути развития экономики, однако реализация любых инноваций предполагает вначале проведение соответствующих научных (в том числе фундаментальных)
исследований.
Здесь на первое место выходит вопрос о научно-технической политике, проводимой государством, о методах ее разработки, степени участия различных общественных институтов (в том числе научного и университетского сообщества) в этом процессе, а также о реализации данной политики и оценке ее эффективности.
Федеральный закон «О науке и научно-технической политике» дает четкое понятие государственной научно-технической политики. Это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Законодательство о науке и государственной научно-технической политике РФ
Законодательство о науке и государственной научно-технической политике состоит из Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону РФ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016):

Научно-техническая деятельность — деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Государственная научно-техническая политика — составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
Научный и (или) научно-технический результат — продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

Научная и (или) научно-техническая продукция — научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.

Коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов — деятельность по вовлечению в экономический оборот научных и (или) научно-технических результатов.

Научный проект и (или) научно-технический проект — комплекс скоординированных и управляемых мероприятий, которые направлены на получение научных и (или) научно-технических результатов и осуществление которых ограничено временем и привлекаемыми ресурсами.

СУБЪЕКТЫ НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Научная и (или) научно-техническая деятельность осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическими лицами — гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами, лицами без гражданства в пределах прав, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и юридическими лицами при условии, если научная и (или) научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами.

Управление научной и (или) научно-технической деятельностью

Управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, государственные академии наук в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления развития науки, технологий и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники.

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, интеграция науки и образования.

Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов:
— признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;
— гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;
— гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;
— интеграция науки и образования на основе различных форм участия работников и обучающихся образовательных организаций высшего образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания лабораторий в образовательных организациях высшего образования, кафедр на базе научных организаций;
— поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;
-концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники;
— стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот;
— развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур;
— развитие международного научного и научно-технического сотрудничества Российской Федерации.

Порядок формирования государственной научно-технической политики

  1. Направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды определяются Президентом Российской Федерации на основе специального доклада Правительства Российской Федерации.
  2. Законодательный орган государственной власти Российской Федерации ежегодно в соответствии с посланием Президента Российской Федерации о положении в Российской Федерации и предложениями Правительства Российской Федерации определяет при утверждении федерального бюджета годовые объемы средств, выделяемых для выполнения федеральных научно-технических программ и проектов, объем финансирования научных организаций и размер средств, направляемых в фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности.
  3. Определение основных направлений государственной научно-технической политики, научно-техническое прогнозирование, выбор приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, разработка рекомендаций и предложений о реализации научных и научно-технических программ и проектов, об использовании достижений науки и техники осуществляются в условиях гласности, с использованием различных форм общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов. Государственная научно-техническая политика в отношении отраслей разрабатывается и реализуется соответствующими органами исполнительной власти с привлечением хозяйствующих субъектов и их объединений с учетом единой государственной научно-технической политики.
  4. Органы государственной власти Российской Федерации содействуют сохранению высокого уровня научно-технического потенциала организаций, выпускающих продукцию оборонного назначения, и других организаций в условиях конверсии, оказывают экономическую, организационную и иную поддержку их научным коллективам.
  5. Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за выполнение работ по федеральной научной и (или) научно-технической программе, осуществляет по отношению к организациям оборонных отраслей, работающим по указанной программе, функции государственного заказчика и обеспечивает необходимые меры по их государственной поддержке.

А.Н. Авдулов и А.Н. Кулькин в статье «Периодизация государственной научно-технической политики промышленно развитых стран» предлагают следующее, более развернутое определение: научно-техническая политика государства — это планомерная и постоянная, организуемая специализированными государственными органами всех уровней работа или система мероприятий, имеющая своей целью создание оптимальных
экономических, правовых, политических и иных условий для динамичного, эффективного и экологически безопасного развития научно-технического потенциала страны.

При этом под научно-техническим потенциалом авторы понимают
совокупность кадровых, материальных, финансовых и информационных ресурсов, которыми располагает сфера «наука — техника», а также организационных и управленческих структур, обеспечивающих функционирование этой сферы.

Приоритеты научно-технической политики РФ

Национальные научно-технические приоритеты Российской Федерации сформулированы как приоритетные направления развития науки и технологий и критические технологии.

Текущие приоритеты были утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. №2433-р «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы». Проект перечня тематических областей для финансирования поисковых и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям развития науки и технологий (Приложение 1 к Государственной программе Российской Федерации «Развитие науки и технологий» 2013-2020 годы) включает:

Новые материалы и нанотехнологии
Информационно-телекоммуникационные системы
Биотехнологии
Медицина и здравоохранение
Рациональное природопользование
Транспортные и космические системы
Энергоэффективность и энергосбережение
Междисциплинарные исследования социально-экономической и гуманитарной направленности.
Указом Президента Российской Федерации от 07 июля 2011 г. N 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» были утверждены научно-технические приоритеты Российской Федерации. Приоритетные направления научно-технического развития включают основные направления исследований, способные привести к созданию новых технологий и производств, способствующих развитию национальной экономики и социальной сферы. В список вошли восемь приоритетных направлений научно-технического развития:

Информационно-телекоммуникационные системы
Индустрия наносистем и материалы
Живые системы
Рациональное природопользование
Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика
Транспортные, авиационные и космические системы
Безопасность и противодействие терроризму
Перспективные вооружения, военная и специальная техника.