Пространство и время

Бытие как философская проблема. Основные формы бытия. Материя как объективное бытие.

Понятие бытия — центральное философское понятие. 

Понятие бытия в русский философский язык вводит Григорий Теплов в 1751 году как перевод латинского термина «ens», которое на русский обычно переводится как «сущее» или «существующее».

Бытие — предмет изучения онтологии. Слово «онтология» образовано из греческих слов «ontos» (бытие) и «logos» (слово) и означает учение о бытии, о сущем. В своем основном современном значении термин утвердился после второй половины 19 в. – раздел философского знания, посвященный вопросам бытия.

Основные разделы философии (структура философского знания):

Древние греки выделили в философии 3 основополагающие части. А именно стоики: логика, физика, этика. Известно их сравнение философии с фруктовым садом: логика — ограда, которая его защищает, физика — дерево, а этика — плоды. Также стоики свою систему сравнивали с животным: кости — логика, мясо — физика, душа животного — этика. Этика — главная часть. Знание — лишь средство для приобретения мудрости, умения жить сообразно Природе. Логика должна скреплять систему, физика — давать знания о природе, этика — жить «согласно природе», что означает жить в соответствии с добродетелью, разумно.  Все в природе подчинено строгой необходимости, судьба правит миром. Отсюда этика — человек в идеале должен мужественно, стоически подчиняться судьбе, так как противиться ей бессмысленно.

Сейчас мы эти части называем онтология, гносеология и этика (или социальная философия в широком смысле слова). Почему гносеология первая? В зависимости от того, как вы познаете мир, у вас складывается представление о нем. Далее онтология – если вы хотите понять, что есть мир и каково ваше место в нем, то вы первым делом попытаетесь ответить на вопрос: «Откуда появилось все то, что существует?». Это онтологический вопрос, то есть связанный с бытием. В зависимости от того, как вы представляете мир, вы будете строить этику, принципы поведения.

В целом, онтология понимается как учение о предельных, фундаментальных структурах бытия. Для более лучшего понимания предмета онтологии, надо рассмотреть то, как менялось представление о бытии, его свойствах в ходе исторического развития философии.

Сама проблематика бытия и даже область философии, которая ей занималась, возникли гораздо раньше. Понятие Бытия ввел в философию Парменид (6-5 вв. до н. э.), основатель элейской школы.  Парменид обращает внимание на такой аспект всякого сущего как бытие. Есть сущее и есть существование этого сущего, которое и называют бытием. Небытия, «ничто» (того, что не существует) нет. Таким образом, первый тезис Парменида звучит так: «Бытие есть, небытия — вовсе нет». Из этого тезиса следует, что бытие — одно, неподвижно, не имеет частей, едино, вечно, благо, не возникло, не подвержено гибели, поскольку в противном случае пришлось бы допустить существование чего-то кроме бытия, то есть небытия, а это, по мысли Парменида, недопустимо. Парменид полагает также, что «мыслить и быть есть одно и то же» и что «одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется». Поскольку небытия нет — это значит, что его и мыслить нельзя. Всё, что мыслимо, есть бытие.

Эти принципы по-разному были интерпретированы Демокритом, Платоном и Аристотелем. Демокрит пересмотрел тезис элеатов о том, что бытие едино. Он мыслит бытие как множественное – атомы, а небытие – как пустоту. Но при этом он оставил в силе главные тезисы элеатов – бытие есть, а небытия нет, бытие познаваемо, а небытие непостижимо. Атом  у Демокрита неделим. 

Платон делит единый мир Бытия надвое: мир идей (мир истины) и действительность (мир подобий). Платон, как и элеаты, считает, что бытие вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувствам. Однако бытие у Платона множественно; но эти многие – не физические атомы, а умопостигаемые нематериальные идеи. Платон называет их «сущностями». Бытию противостоит становление – чувственный мир преходящих вещей. Но Платон признает, что небытие существует, иначе было бы непонятно, как возможны заблуждение и ложь: «ложное мнение — это мнение о несуществующем». Но небытие выразить и мыслить невозможно. Бытие как взаимосвязанное множество идей существует и может быть мыслимо в силу своей причастности к сверхбытийному и непознаваемому Единому. 

Аристотель понимает бытие как начало вечное, неизменное. Но, в отличие от Платона, он ищет постоянно пребывающее также и в изменчивом чувственном мире, стремясь создать науку о природе – физику. Для выражения различных аспектов бытия в понятиях Аристотель пользуется различными категориями, среди которых ближе всего к бытию стоит сущность. Она отвечает на вопрос «что есть вещь», только у сущности имеется суть бытия. Если Платон рассматривал в качестве сущностей умопостигаемые идеи, то Аристотель определяет первую сущность как отдельный индивидуум («вот этот человек»), а вторую сущность как вид («человек») и род («животное»). 

В учении Аристотеля бытие определяется через аксиомы, истинность которых устанавливается в философии, а частные науки, изучающие определенные «части» бытия, принимают эти аксиомы как не подлежащие обсуждению. Первая среди аксиом, сформулированная именно Аристотелем и касающаяся природы бытия как такового, вошла в историю мысли как закон непротиворечия: «Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же смысле». Согласно Аристотелю, это – самое достоверное из начал. Сущее как таковое может быть понято как высшая из всех первых сущностей, свободный от материи перводвигатель, который характеризуется как бытие само по себе. Вечный и неподвижный первый двигатель — это целевая причина, источник не только движения, но и всего существующего. 

Аристотель разделил бытие на потенциальное (возможность) и актуальное (действительность). Семя здесь и теперь является (актуально) только семенем, но оно несет в себе естественные способности (потенциальности) стать, например, деревом. Способности, которые семя имело в себе, реализуются. Потенциальное актуализируется. Все отдельные вещи пребывают в напряженности между присущим им потенциальным и актуальным состоянием. Все вещи стремятся актуализировать свою потенциальность. Изменение есть актуализация потенциальностей.

Аристотель ввел понятие акциденции — несущественное, изменчивое, случайное, которое противопоставляется сущностному в предмете. Акциденция обозначает качество, которое не является существенным для данной вещи, может быть случайным свойством. Акциденции не принадлежит к постоянному составу свойств сущности , могут в нем отсутствовать или изменяться; без них или с их изменением сущность не перестанет быть тем, что она есть. Сущность — смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых, под влиянием тех или иных обстоятельств, состояний вещи. Различение сущности (как неизменного начала в вещи) и акциденций как ее изменчивых свойств.

В Средние века понимание бытия определили 2 традиции: античная философия и христианское Откровение. Но у греков понятие бытия связано с пределом, единым, неделимым, а все, что беспредельно и безгранично, осознавалось как несовершенство. Напротив, в Ветхом и Новом заветах совершеннейшее сущее – Бог – беспредельное всемогущество, а потому здесь всякое ограничение и определенность воспринимаются как признак конечности и несовершенства. Попытки примирить эти две тенденции или же противопоставить одну другой определили трактовку бытия на протяжении более полутора тысячелетий.

У истоков средневековой философии и теологии стоит Августин. Бог — высочайшая сущность, обладает высочайшим бытием, неизменяемым. Бог дал бытие вещам, которые сотворил из ничего, но одним дал больше, другим меньше и таким образом распределил природы существ по степеням. Зло — небытие. истина — знание бытия. 

В христианской философии важное значение имел термин «акциденция», с помощью которого объясняли парадокс ответственности Бога за все происходящее на Земле. Как только Бог дал миру право на жизнь, то тот, начав самостоятельно существовать, получил новые, часто несущественные, свойства. Тем самым миру и человечеству была дана свобода, а с ней и неопределенность, возможность выбора.

Известнейшей представитель средневековой схоластики, Фома Аквинский: высшее начало есть бытие, акт которого заставляет вселенную существовать. Бытие предшествует всем другим созданиям в качестве их условия.Через сущность и в ней сущее имеет свое бытие. Субстанции (сущности) обладают самостоятельным бытием, в отличие от акциденций, которые существуют только благодаря субстанциям. Субстанциальная форма сообщает вещам простое бытие (которое не может быть утрачено), акцидентальная же есть источник определенных качеств. 

В 17 — 18 веках на первое место выходит гносеологичексая проблематика. Разум — противоположный полюс по отношению к бытию, ум — это представление о бытие, направленность на него, субъект, противостоящий объекту, что, в принципе, происходит еще раньше, в позднем средневековье, а здесь обостряеся. Бытие все чаще отождествляется с природой, из которой выводят принципы и социальной жизни. 

Рене Декарт: божественная субстанция (начало устойчивое, неизменное) — только она причина самой себя. От нее производны мыслящая и протяженная субстанции. Природа — механический мир действующих причин. Ему противостоит мир разумных субстанций как царство целей. Так бытие раскалывается на 2 несоизмеримые цели, которые позже станут рассматривать как самостоятельные реальности природного и человеческого, механического и разумного. 

Метафизика другого философа близка к античному и средневековому пониманию бытия. Готфрид Лейбниц: источник бытия мира и всех его вещей — внемировое существо. Но в конечных вещах тоже есть начало бытия: чем больше сущности в какой-либо вещи, т.е. чем более актуальности в ней, тем «бытийнее» будет эта вещь. Отсюда иерархия сущностей у Лейбница – по степени совершенства. Подлинной реальностью обладают только простые (нематериальные и непротяженные) монады, тела же, которые протяжены и делимы, не субстанции, а собрания монад. 

Иммануил Кант, его учение — трансцендентальный идеализм. Он исследует не бытие, а знание, не субстанцию, а субъект. Мы приписываем субстанции такие определения, как протяженность, фигура, движение, но на самом деле, эти определения — априорные формы чувственного восприятия и рассудка познающего субъекта, через которые он конструирует мир эмпирического опыта. Человеческое знание охватывает только мир опыта; то, что за его пределами (вещь сама по себе), — непознаваемо. Именно вещи в себе имеют начала бытия. Бытие не зависит от человеческого мышления. мы этого бытия не познаем, а имеем дело с миром явлением, миром опыта, который порождается познавательной деятельностью субъекта. Наш разум постигает лишь то, что сам и творит. Бытие же закрыто от нас. В мир вещей в себе нас может перенести не теоретическое знание, а практическое действие, добрая воля.    

Георг Вильгельм Фридрих Гегель достигнуть тождества бытия и мышления. Философскую систему Гегеля иногда называют «панлогизмом» (от греч. pan – все, и logos – разум). Дело в том, что она основана на идее того, что реальность поддается рациональному познанию, так как рациональна сама Вселенная. В предисловии к Философии права содержится знаменитая формулировка этого принципа: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно». 

Основные проблемы онтологии, вопросы онтологии:

Что такое бытие? Что значит существовать? Что такое небытие и что значит – не существовать? Как можно существовать? Все ли существующее существует одинаково? Существовало ли сущее всегда, или же оно возникло? Возможно ли вечное существование? Обладает ли мир в своем существовании единством? Если да, что является основой этого единства? Мир в своем существе неизменный, или он постоянно разв ивается? Развивается произвольно или по определенным законам? т.д.

Для того чтобы осмыслять онтологические вопросы, философия применяет особые формы мышления – категории. Это предельно широкие понятия, многие из них раскрываются лишь друг через друга и используются попарно. Например, бытие — небытие, качество — количество, сущность — явление, возможность — действительность, единое — многое, целое – часть и др. Разные мыслители трактуют и осмысляют эти категории по-своему.

Основные трактовки бытия:

1. все, что вне сознания;

2. и вне, и сознание;

3. человеческое бытие.

Основные позиции в философии относительно бытия

реализм, объективный идеализм, субъективный идеализм, феноменология, экзистенциализм.

Реализм. Самая древняя и распространенная. Возможно, самая популярная. Самый простой ее вариант – наивный реализм: в своей повседневной жизни мы убеждены, что вещи таковы, какими мы их видим, ощущаем, и не зависят от особенностей нашего восприятия. В целом, реализм таков: признается реальность, существующая вне сознания и независимо от него. Такую реальность принято называть объективной.

Но здесь два полюса, противоположных решения. 1е – объективный идеализм: все объективно реально – идеи, вещи, духовное, телесное. Но духовное и идеи – высший род бытия. Вещи и события в материальном мире зависят от идей, идеи – их конечные причины. Духовное бытие вечно, телесное – временно. 2е – материализм. Упрощенный единственной реальностью считает материю (в разных формах ее существования). Самостоятельное, независимое от тела существование души отрицает. Но разновидность материализма – диалектический материализм – предложил более сложное онтологическое учение, признавало два вида реальности – объективную материальную и субъективную духовную. Духовная вторична, возникла в процессе эволюции материального бытия. Еще как особую реальность выделяет общественное бытие, которое определяет общественное сознание.

Энгельс: «Действительное единство мира состоит в его материальности».

Энгельс сформулировал и суть вопроса, который считают основным вопросом философии – отношение мышления к бытию, сознания к материи. 

Позиция материализма такова: материя первична, сознание вторично. Сознание – свойство высокоорганизованной материи, оно должно иметь физический характер. Одно время Рене Декарт (17 в.), не относящийся, правда, к материалистам, считал, что сознание требует бессмертной души, которая соотносится с телом через шишковидную железу головного мозга —  эпифи́з. Он расположен в центре черепной коробки, вверху. регулирует деятельность эндокринной системы (система, которая регулирует деятельность внутренних органов посредством гормонов), кровяное давление и т.д., считают, что он регулирует биологические часы в организме. Декарт писал, что именно в эпифизе формируются радость, страх, гнев. Примечательно, что этот орган имеет все основные элементы, свойственные глазу – хрусталик, стекловидное тело, даже сетчатка. Отсюда некоторые посчитали, что это рудимент глаза. Интересно, что у некоторых ящериц этот орган как раз является глазом, но различает он только свет и темноту. Эпифиз связывают с седьмой чакрой (также называемой Сахасрарой) в йоге. Эпифиз является дремлющим органом, который следует разбудить, чтобы включить способность к ясновидению. 

Но не все сводят сознание к мозгу как единственно возможному материальному носителю. Есть такая теория — эмерджентная теория: хотя сознание и является свойством некоторого физического объекта (обычно мозга), оно, тем не менее, не сводимо к физическим состояниям мозга, является сущность, с уникальными свойствами. Сознание – это обычный реальный объект.

Философы, которые изучают сознание, делают допущение, что оно не зависимо от субстрата или, можно сказать, от материи. Биологическая ткань (биологические нейронные сети, основанные на углероде) не является обязательным условием для сознания. В принципе того же самого эффекта можно добиться от процессоров, встроенных в компьютер, основанных на кремнии.  

Многим людям, знакомым с современной компьютерной техникой, идея о программном обеспечении, наделенном сознанием, кажется невероятной. Но некоторые считают, что просто сегодняшние компьютеры имею жалкие возможности и это дело будущего. Компьютеры будут становиться все в большей степени разумными и сознательными.

Клетка мозга — это физический объект, с определенными характеристиками. Если мы полностью поймем их и научимся воспроизводить электронным путем, тогда мы получим электронную мозговую клетку, а то и мозг, и система будет обладать таким же сознанием. 

Противоположен реализму субъективный идеализм. Кратко его сформулировал Дж. Беркли (18 в.): «Существовать – значит быть в восприятии». Отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Несколько позиций. Одна из них — мир, в котором живёт и действует субъект, это совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта. Крайняя форма субъективного идеализма — солипсизм, в котором признают реальным только мыслящего субъекта, а всё остальное существует лишь в его сознании. То есть единственная достоверная реальность, род бытия – субъективная реальность, собственное сознание, действителен только индивидуальный душевный опыт.

Мы не можем бесспорно доказать достоверность ощущений, ибо кроме ощущений и сознания нам ничего не доступно непосредственно. Тогда можно предположить, что ощущения искажены либо наше сознание порождает их, а окружающий мир совершенно не таков, каким мы его видим, либо даже вовсе не существует.

Феноменология. Возникает в начале 20 века как реакция на крайности субъективного идеализма. Основоположник — Э. Гуссерль, провозгласил лозунг: «К самим вещам!». Это не означало возврата к реализму и признанию вещей вне сознания. Вещи  — это часть содержания самого сознания, и на нее направлены акты сознания: эо то, что мыслится, воспринимается. Но эта часть сознания отлична и от самого психического акта восприятия, она объективна. Гуссерль говорит об идеальном содержании сознания («эйдетическое»), что представляет собой особый род объективного бытия.  

Экзистенциализм (философия существования). В центре – бытие человека. Оно принципиально отлично от бытия вещей. Человек – сознающее себя бытие, бытие в возможности, «экзистенция». Бытие вещей – «просто-присутствие». В такой философии как экзистенциализм основным вопросом является не отношение мышления к бытию, а – вопрос о смысле бытия, который равен вопросу о смысле жизни, так как жизнь – это способ существования живых существ. Один из основных теоретиков экзистенциализма Мартин Ха́йдеггер (который себя экзистенциалистом не считал) полагает, что вопрос о бытие – основной в философии, но бытие трактовалось неправильно, так как не имело чисто «человеческого измерения». Философия экзистенциализма своего рода реакция на предшествующий рационализм, который разделял мир на две сферы – субъективную и объективную. На субъекта и объекта. Вся окружающая действительность, в том числе сам человек, это предмет, на раскрытие сущности которого направлено действие познающего субъекта.

Реальность — это то, с чем никто на самом деле не знаком.

Основные способы существования, уровни и формы бытия:

дух, сознание, жизнь, материя, пространство, время, движение, энергия

Обычно выделяют два основных способа существования бытия:

 — мир сознания (Дух), в том числе внутренний мир человека;

 — мир материальный, природный, мир физических состояний.

 Есть позиция, что скорее всего духовный мир существует во времени, а материальный в пространстве (А. Бергсон, 2ая половина 19 в. – 1ая пол 20 в.). Но в реальности мы обычно имеем смесь духовного и материального, которая существует и в пространстве и во времени.

 Мир сознания в разных философских концепциях воспринимается по-разному: от объективно существующей духовности (космическое сознание, Бог), до сугубо человеческого сознания как «функции мозга».

 Обычно духовный мир делят на две разновидности:

 — объективный дух

 — субъективный дух

 Субъективный дух — внутренний субъективный мир человека со всеми уровнями его существования: от бессознательного до самосознания. Это достояние отдельного индивида.

 Объективный дух — представляется по-разному. Это может быть действительно объективное сознание, существующее независимо от человека и от человечества. Либо это объективированный дух всего человечества, общечеловеческое духовное образование, достояние духовной культуры общества, мир коллективного человеческого сознания. Он существует в таких формах общественного сознания как искусство, наука, мораль, религия, политика и пр.

 Эти формы духа тесно связаны между собой: внутренний мир человека развивается, приобщаясь к объективно существующей духовной культуре человечества, и сам может способствовать дальнейшему развитию объективного духа.

 Также выделяют два уровня бытия на основе модальности:

 — потенциальное бытие, уровень существования в возможности

 — актуальное бытие, уровень существования в действительности.

Потенциальное. Существует предположение о том, что есть некое пространство, в котором находится всё, что могло существовать, но по каким-то причинам не существует. Отсюда у каждого события несколько альтернатив, разветвлений. Как в былине про богатыря. Подъезжает Илья Муромец к трем дорожкам, на перекрестке камень лежит, на нем написано: «Кто вправо поедет – тому убитым быть, кто влево поедет – тому богатым быть, а кто прямо поедет – тому женатым быть».

 Из известных форм бытия мы рассмотрим такие важнейшие, как пространство, время, движение, энергия, жизнь.

При рассмотрении категорий пространства и времени возникают следующие вопросы:

 1. Являются ли пространство и время неотъемлемыми характеристиками бытия или они характеризуют лишь устройство нашего сознания (Кант)?

 2. Каковы свойства, характеризующие пространство и время? Эти свойства неизменны или меняются?

Отвечая на первый вопрос, одни философы утверждают, что пространство и время — это объективные характеристики бытия, они существуют так же, например, как существует материя, и не зависят ни от сознания, ни от материи. Другие считают, что пространство и время — субъективные понятия, характеризующие сугубо человеческий способ восприятия мира.

Концепция Ньютона (2ая пол 17 в. – 1ая пол 18 в). Существуют вещи, пространство и время. Если бы по какой-то причине все вещи исчезли, пространство и время бы остались. «плоская и безразличная сцена» для материальных процессов.

Концепция Эйнштейна. Если бы все вещи в природе исчезли, пространство и время исчезли бы: они являются формами существования вещей.

Кант (18 в). Пространство и время не в природе, а в человеке, это априорные (данные до опыта) формы чувственного созерцания.

 Ответ на второй вопрос также неоднозначен. При классическом подходе обычно отмечают, что пространство характеризуется следующими свойствами:

 — протяженность; протяженность — сущность пространства и характеризует способность вещей существовать одно возле другого, пространство непрерывно и прерывно;

— трехмерность: положение любого объекта в пространстве может быть определено с помощью трех независимых величин (высота, ширина, длина). В науке обсуждается возможность и многомерного пространства.

— равноправие всех возможных направлений.

Классическое время характеризуется следующими свойствами:

 — длительность; длительность — сущность времени, способность явлений существовать одно после другого;

 — одномерность; ?цикличность

 — необратимостью (невозможность возврата в прошлое);

 — однородность (равноправие всех его моментов).

 Современное понимание пространства и времени существенно отличается от вышеприведенного.

Принято выделять ряд различающихся и в то же время взаимосвязанных основных форм бытия:

Бытие вещей (тел), процессов включает бытие вещей, процессов, состояний природы; бытие природы как целого и бытие «второй природы», то есть вещей и процессов, произведенных человеком.

Бытие человека — как в мире вещей, так и специфически человеческое бытие.

Бытие духовного (идеального) разделяется на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное.

Бытие социального делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

Термин «материя» (лат. materia — вещество, материал)  возник примерно в ] в. до и. э. как перевод на латынь греческого слова «поле» (букв.: корень, древесина, материал) и в процессе развития философии претерпел сложную эволюцию.

Стоящие у истоков философского понимания материи древнегреческие натурфилософы 6—5 вв. до н. э. (Фалес, Анаксимен, Эмпедокл) не были еще ни материалистами, ни идеалистами. Они называли первоначалом четыре «стихии» (воду, воздух, огонь, землю). Новый этап в развитии понятия «материя» связан с учением Аристотеля, который мыслил се как пассивный субстрат, способный к восприятию разных форм. Материя противопоставлялась им форме как возможность действительности. При этом Аристотель различал  материю «последнюю», уже обладающую некоторой  определенностью возможность бытия конкретной веши, и «первую»,  чистую возможность бытия всех вещей. 

В эпоху поздней античности в осмыслении материи  появляется этический аспект. В гностицизме материя — это  низменное, злое начало, которое поглощает и разделяет начало духовное, возвышенное. Наметившееся в этот период противопоставление материи (телесного) духовному стало одним из важнейших принципов философии неоплатоников. Для них материя — это как бы периферия бытия, последняя ступень деградации  духовного, истекающего из первоначала неподвижного Единого. 

Материя противопоставляется последнему также и как  абсолютная изменчивость, множественность. 

Понятие «материя» возникает и развивается в античной философии отнюдь не в рамках  материалистической традиции, и его активно использовали также и философы — объективные идеалисты (платоники).  

Объективно-идеалистическая философия не отказалась от него и в Новое время, и в 19 в. Так, Ф. Шеллинг, представитель немецкой классической философии, рассматривал материю в неразрывном единстве с духом, называя ее «дремлющим духом». 

Как появилось материалистическое понимание  материи? 

Идейно оно восходит к древнегреческим атомистам, стоикам и натурфилософам-досократикам. Непосредственно в его основу была положена Декартова телесная субстанция — причина всех вещей, переосмысленная в пантеистическом духе Спинозой. 

Декарт, понимая под субстанцией то, что не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя, свел их число к трем: несотворенной мыслящей (Бог), сотворенной мыслящей и сотворенной протяженной (телесной). Мышление и протяженность соответственно являются атрибутами второй и третьей субстанций. Число атрибутов также было сведено им к двум главным, от которых зависят все остальные ее свойства. Весь (сотворенный) мир, таким образом, распался у Декарта на две субстанциально (существенно) различные  половины.

Представители классического материализма 18—19 вв. (Д. Дидро, Д. Толанд, П. Гольбах, Л. Фейербах, Л Бюхнер и др.) рассматривали материю как единственную реальность, субстанцию, к которой сводится все сущее. Материя наделяется ими способностью к самодвижению и саморазвитию,  пространство и время (а по Дидро также и чувствительность) считаются ее атрибутами.

Для материализма материя — сущность природы, причина самое себя и источник  бытия всех вещей. 

Способность материи к саморазвитию в  особенности подчеркивалась материализмом диалектическим, внесшим наибольший вклад в разработку учения о материи в 19— 20 вв. С точки зрения последнего материя — это объективная реальность, данная нам в ощущении, а движение — способ ее существования, и развитие есть суть движения. Развитие материи начинается с простейших форм движения и все более усложняется. Наличный мир являет собой систему  материального движения, в котором можно выделить иерархию пяти  основных уровней: механическое, физическое, химическое,  биологическое, социальное. 

Литература

Гайденко П. П. Бытие // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; 2-е изд. М.: Мысль, 2010

Доброхотов А. Л.. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.: Издательство Московского университета, 1986

Философия в вопросах и ответах. Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. М.:Проспект, 2007  

Естественно-научные и философские представления о пространстве и времени.

по учебнику: Философия в вопросах и ответах. Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. М.:Проспект, 2007

Представители классического материализма 18—19 вв. (Д. Дидро, Д. Толанд, П. Гольбах, Л. Фейербах, Л Бюхнер и др.) рассматривали материю как единственную реальность, субстанцию, к которой сводится все сущее. Материя наделяется ими способностью к самодвижению и саморазвитию.

Для материализма материя — сущность природы, причина самое себя и источник бытия всех вещей.

Способность материи к саморазвитию в  особенности подчеркивалась материализмом диалектическим, внесшим наибольший вклад в разработку учения о материи в 19— 20 вв. С точки зрения последнего материя — это объективная реальность, данная нам в ощущении, а движение — способ ее существования, и развитие есть суть движения. Развитие материи начинается с простейших форм движения и все более усложняется. Наличный мир являет собой систему  материального движения, в котором можно выделить иерархию пяти  основных уровней: механическое, физическое, химическое,  биологическое, социальное.

Понятие развития связано с понятиями изменения и  движения, которые но отношению к нему считаются родовыми. В  самом деле, о каком развитии может идти речь, если ничто не  изменяется?

Основанное на Библии христианское мировоззрение не признавало изменений в природе: в ней все остается таким, каким его создал Бог: Философы же, за редким исключением (элеаты), признают существование движения и изменения. При этом они разделяются на тех, кто считает движение и изменение абсолютным, и тех, кто ограничивает их какой-то областью. Ярким представителем первой группы был Гераклит Эфесский, высказавший знаменитый афоризм «все  течет, все изменяется», а второй — Платон, который мыслил  истинное бытие (мир идей) вечным и неизменным, а  подверженность изменению считал свойством лишь мира вещей.

Признание изменения и движения, однако, еще не означает наличие представлений о развитии. Не всякое изменение есть развитие, а лишь такое, которое имеет направленность и носит качественный характер. Поэтому развитие можно было бы  определить как изменение, ведущее к появлению нового качества, направленное на новое качество. Но это понятие бессмысленно применять к отдельным разрозненным явлениям, единичным или повторяющимся событиям.

Категория развития определяет движение сложных материальных и духовных систем и подразумевает  совокупность взаимосвязанных изменений, приводящих к новому  качеству. Развитие есть процесс необратимый и неповторяющийся.

Античность была склонна видеть в природе и в истории цикличность Например, стоики учили, что мир сгорает в космическом огне каждые 10 800 лет, а потом возрождается вновь. Мировоззрение Средневековья и Нового времени было статичным. Идея  развития приходит в мировоззрение сравнительно поздно — в конце 18 в. Но уже с сер. 19 столетия она стремительно  завоевывает умы и становится своего рода интеллектуальной модой, особенно после выхода в свет работы Ч. Дарвина  «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). При этом среди многочисленных ее приверженцев не было единства по ряду основополагающих вопросов, и прежде всего вопросов о том, каков характер и каков источник развития.

Сложилось  несколько направлений, выдвинувших разные учения о развитии:  диалектический идеализм, диалектический материализм и  натуралистический эволюционизм. Помимо философских (общих) учений о развитии существовали еще и частные  астрономические, биологические, геологические и τ д.

Первое всеобщее учение о развитии было сформулировано Г. Гегелем. Вся его философская система была  описанием развития Абсолютной идеи в ее самопознании.  Абсолютная идея — чистое мышление — и была объектом развития.

Особенностью гегелевского понимания развития была  диалектика, которую немецкий философ называл «принципом всякого движения». Этот принцип означал усмотрение связи и взаимоперехода понятий мышления друг в друга через преодоление противоречий мышления путем синтеза противоположных  определений понятием, «примиряющим» стороны противоречия.

Гегелевское учение о развитии гораздо больше относилось к области культуры и истории, чем к природе. Исправить это поставили себе целью основоположники марксизма, прежде всего Ф. Энгельс. Высоко ценя гегелевскую диалектику как учение о всеобщей связи и развитии, он видел свою задачу в том, чтобы превратить диалектику понятий, учение о развитии мышления в диалектику природы, т. е. учение о ее развитии.

Осуществив  материалистическую интерпретацию гегелевской философии, Энгельс  сформулировал три всеобщих закона диалектики — закона развития природы, общества и мышления.

Первый из них, закон  единства и борьбы противоположностей, указывал на противоречия как на источник развития (например, борьба классов в  обществе). По учебнику: Философия. Учебник для вузов. Под ред. В.В. Миронова. М.: Норма, 2005 Его ее называют закон взаимодействия противоположностей. Этот закон выражает самую суть процесса развития. Даже самое поверхностное рассуждение на обыденном уровне показывает, насколько непреходящую существенную роль играют противоположные свойства, тенденции и аспекты окружающего нас мира: свет и тьма, рождение и смерть, высокое и низкое, правое и левое, прошлое и будущее, любовь и ненависть, свое и чужое.

Учение о совпадении противоположностей станет одной из самых ярких черт философии Николая Кузанского, а их интерпретация в «Критике чистого разума» принесет заслуженную славу Канту. Наконец, Гегель предпримет свою величественную попытку построить целую философскую систему на базе учения о диалектике противоположностей, их взаимоотрицании и синтезе.

Выделяются внешние и внутренние; формально-логические (от которых надо избавляться, ибо из них следует все, что угодно) и диалектические (которые надо всесторонне анализировать и конструктивно разрешать); основные и производные; антагонистические и неантагонистические противоречия и т. д.

Под диалектическим противоречием следует понимать взаимодействие противоположных свойств, сторон, процессов в системе, которые выступают источником и движущей силой ее развития.

Диалектические противоречия могут разрешаться различными путями. Возможна победа одной из противоположностей над другой, что, впрочем, никогда не оставляет неизменной и саму победившую противоположность, ибо вся система переходит в новое качество. Типичный пример – победа в военном конфликте какой-то одной из сторон. Другой весьма типичный способ разрешения противоречий – диалектическое снятие обеих сторон противоречия в рамках новой системы (или нового качественного состояния системы), возникшей в результате разрешения противоречия.

Одной из важнейших форм разрешения диалектических противоречий является опосредствование, гармоническое взаимопроникновение его сторон в каком-то третьем звене, объединяющем оба противоположных начала.

по учебнику: Философия в вопросах и ответах. Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. М.:Проспект, 2007

Второй, закон перехода количественных изменений в  качественные,— объяснял характер развития. Оно идет  неравномерно, скачками, которые представляют собой изменение  качественного состояния. К нему ведет постепенное накопление изменений количественных.

Характер развития затрагивал и третий закон — отрицания отрицания. Согласно ему, всякая новая ступень развития не просто отбрасывает старое, а  сохраняет его в себе в преобразованном («снятом») виде,  последующая же ступень («отрицание отрицания») представляет собой повторение старого на качественно новом уровне.

Одновременно с диалектико-материалистическим учением формировалось и другое всеобщее учение о развитии — натуралистический эволюционизм. Среди его теоретиков видное место принадлежит английскому философу Г. Спенсеру, чья  эволюционная теория даже немного опередила дарвиновскую. К тому же, в отличие от последней, объяснявшей только развитие  живых существ. Спенсер мыслил эволюцию как всеобщий,  глобальный процесс в сфере явлений. Подобно Энгельсу, Спенсер также формулирует универсальные законы развития.

Во-первых, развитие есть переход от однородности к разнородности, так как однородное неустойчиво. Во-вторых, развитие есть  интеграция и концентрация, которые происходят одновременно  (наряду) с дифференциацией. В-третьих, развитие есть в то же время и переход от неопределенности к определенности. Спенсер  также, подобно Энгельсу, полагал, что движущую силу эволюции надо искать во взаимодействии антагонистических сил.

Но он решительно расходился с ним в  трактовке характера развития. Английский философ считал свойством эволюции ее медленность, постепенность; она идет путем плавного накопления незначительных изменений, не делает  никаких скачков. И в общественном развитии, по Спенсеру, нет места революциям: прогресс — это автоматический процесс  постепенного—от поколения к поколению — улучшения человека и общества. За эту веру в автоматизм и постепенность  эволюции спенсеровская теория развития получила от ее недругов прозвище «ползучий эволюционизм».

по учебнику: Философия. Учебник для вузов. Под ред. В.В. Миронова. М.: Норма, 2005

Противоположной моделью прогрессивного развития является эмерджентизм. Его с теми или иными вариантами развивали Л. Морган, Д. Александер, Г. Плеснер, А. Бергсон. Суть эмерджентизма заключается в абсолютизации скачкообразного характера развития и несводимости высшего к низшему. Вновь возникшее качество никаким образом не может быть объяснено из закономерностей функционирования низлежашей ступени. Процесс развития представляет собой как бы ступенчатую лестницу, где пространство между высшей и низшей ступенью ничем не заполнено.

Утверждается, что человек в принципе не может предсказать возникновение нового качества, исходя из знания об имеющемся качестве. В результате в эмерджентных концепциях действительность иногда представляется как система спонтанно образующихся и функционирующих уровней мирового бытия.

Вернемся к диалектической концепции развития. В основе ее лежат два фундаментальных принципа, неразрывно связанных между собой. Это – принцип развития, утверждающий, что мир представляет собой развивающуюся реальность, и принцип детерминизма, говорящий о том, что мир представляет собой упорядоченное целое, основанное на устойчивости и взаимосвязанности основных свойств бытия.

Движение и развитие осуществляются по определенным общим законам, которые носят объективный характер. Отрицание объективности и всеобщности таких законов неизбежно приводит к отрицанию развития природы, по которым оно осуществляется.

Бытие не есть некое неразличимое единство, а представляет собой скорее единство многообразных форм его проявления.

Самоорганизация

по учебнику: Философия. Учебник для вузов. Под ред. В.В. Миронова. М.: Норма, 2005

Прежде чем говорить о самоорганизации, поговорим о структурной организации бытия. Бытие вещей, которые могут быть простыми, а могут быть и чрезвычайно сложными по своему составу и строению, вызывает важные вопросы о соотношении целого и частей, о различных видах целостности, существующих в мире.

В философии получили развитие два основных направления их решения. Одно из них было связано с тем, что любой предмет, объект или явление рассматривались как сумма составляющих их частей. Предполагалось, что сумма частей и составляет качество целого предмета. Сторонники другого направления исходили из того, что любой объект имеет некоторые внутренние неотъемлемые качества, которые остаются в нем даже при отделении частей.

В истории философии данные альтернативные течения известны под названиями меризм (от греч. «мерос» – часть) и холизм (от греч. «холос» – целое).

Меризм исходит из того, что поскольку часть предшествует целому, то совокупность частей не порождает качественно ничего нового, кроме количественной совокупности качеств. Целое детерминируется частями. Поэтому познание объекта есть прежде всего его расчленение на более мелкие части, которые познаются относительно автономно. А уж затем из знания этих частей складывается общее представление об объекте. Такой подход к исследованию объекта основан  на методе редукции (сведения) сложного к простому.

Подобный подход эффективен, пока речь идет об относительно простых объектах. Ограниченность такого подхода обнаруживается вполне очевидно, как только в качестве объекта выступает целостная система типа организма или общества.

Холизм исходит из того, что качество целого всегда превосходит сумму качеств его частей, т. е. в целом присутствует некий остаток, который существует вне качеств частей, может быть, даже существует до них. Это качество целого как такового обеспечивает единство предмета и влияет на качества отдельных частей. Соответственно познание реализуется как процесс познания частей на основании знания о целом.

Такой подход, при всей его внешней привлекательности, также иногда оказывался ошибочным, ибо приводил к мыслительному конструированию указанного «остатка», который и рассматривался как главная детерминанта системы. Но сам этот остаток часто оставался неопределенным, что приводило к спекулятивным объяснениям реальных процессов.

В результате сложилось диалектическое понимание данной проблемы, когда обе позиции (и меризм, и холизм) в определенной степени и в определенных пределах стали дополнять друг друга, отражая разные уровни целостности объекта.

Так, в 20-е гг. минувшего века А. А. Богданов (врач, философ, ученый-естествоиспытатель, политический деятель) разрабатывает учение, которое он называет тектологией. В его рамках любой объект рассматривается с «организационной точки зрения». А. А. Богданов: законы организации носят всеобщий характер и проявляются в том или ином виде в самых разнообразных объектах. Знание этих общих законов значительно упрощает исследование объектов, если рассматривать познаваемые объекты как определенным образом организованные.

Столкнувшись со сложностью организации биологических объектов, ограниченностью применения здесь принципа редукции, к сходным выводам пришел тридцать лет спустя Л. Берталанфи (австрийский биолог). Он высказался за создание общей теории системных объектов. В итоге системный подход стал особым общенаучным методом, а в философии активно разрабатывается принцип системности.

Если системный подход как общенаучный метод опирается на знания систем реальной действительности, то философский принцип системности преломляет проблему части и целого (в том числе и ее решение на основе системного подхода) сквозь призму предельного философского отношения к миру, т. е. сквозь призму онтологических, гносеологических, методологических и мировоззренческих проблем.

Понятие целого интерпретируется через понятие системы, которая в первом приближении понимается как упорядоченное множество взаимосвязанных элементов. Соответственно элемент – неразложимая далее, относительно простая единица сложных предметов и явлений. Элемент как таковой может существовать в виде отдельного предмета, но в качестве элемента он существует только внутри системы, выполняя определенные функции. Таким образом, элемент выступает наиболее простым образованием внутри системы, представляя ее первичный, низший уровень. Далее идет уровень подсистемы, т. е. некой совокупности элементов, представляющей более сложное образование, чем элемент, но менее сложное, чем сама система.

Понятия элемента и системы уточняют традиционные философские понятия части и целого. Однако в системе присутствует еще одно очень важное образование, которое придает всей системе целостность и устойчивость, связывая элементы и подсистемы в систему как таковую, создавая определенную организацию данной системы. Это образование – структура системы. Структура может носить более или менее упорядоченный характер. Это зависит от ее устойчивости, которая, в свою очередь, обеспечивает устойчивость всей системы. Структуру системы часто понимают как совокупность законов, определяющих связь элементов в системе, превращая ее в единое целое.

Принцип системности заключается в том, что, исследуя различные объекты, мы должны подходить к ним как к системе. Это означает прежде всего выявление в них элементов и связей между ними. При этом, изучая элемент, мы должны выделять прежде всего те его свойства, которые связаны с его функционированием в данной системе. Ведь сам по себе элемент как отдельный объект может обладать неограниченным числом свойств.

Структура выступает важнейшим свойством объекта, которая, с одной стороны, связывает его элементы в единое целое, а с другой – заставляет эти элементы функционировать по законам данной системы. Если человек как элемент включен, например, в общественную систему, то здесь на первый план вступает не вся совокупность его личностных свойств, а прежде всего то, что позволяет ему активно функционировать в качестве элемента данной системы. И все иные его личностные свойства будут затребованы лишь в той степени, насколько они способствуют данному функционированию, обеспечивая устойчивость и функционирование всей системы в целом. В противном случае если человек как элемент общественной системы нарушает ее нормальное функционирование, то он будет ею отторгнут или будет вынужден отказаться от проявления некоторых собственных качеств, мешающих данному функционированию.

Системный подход позволяет дать определенную типологию систем по характеру связи между элементами. В этом случае выделяются следующие виды систем.

Суммативные – это системы, в которых элементы достаточно автономны по отношению друг к другу, а связь между ними носит случайный, преходящий характер. Иначе говоря, свойство системности здесь, безусловно, имеется, но выражено очень слабо и не оказывает существенного влияния на данный объект.

Свойства такой системы почти равны сумме свойств ее элементов. Это такие неорганизованные совокупности, как, например, горсть земли, корзина яблок и т. д. В то же время при некоторых условиях связь этих суммативных систем может укрепляться, и они способны перейти на иной уровень системной организации.

Целостные системы – характеризуются тем, что здесь внутренние связи элементов дают такое системное качество, которого не существует ни у одного из входящих в систему элементов. Собственно говоря, принцип системности применяется именно к целостным системам.

Среди целостных систем по характеру взаимодействия в них элементов можно выделить:

Неорганические системы (атомы, молекулы, Солнечная система), в которых могут быть разные варианты соотношения части и целого и взаимодействие элементов в которых осуществляется под воздействием внешних сил. Элементы такой системы могут как бы терять ряд свойств вне системы, а другие, наоборот, могут выступать как самостоятельные. Целостность таких систем определяется законом сохранения энергии.

Органические системы характеризуются большей активностью целого по отношению к частям. Такие системы способны к саморазвитию и самовоспроизведению, а некоторые и к самостоятельному существованию. Высокоорганизованные среди них могут создавать свои подсистемы, которых не было в природе. Части таких систем существуют только внутри целого, а без него перестают функционировать.

При исследовании высокоорганизованных систем необходимо понимать, что содержательно система богаче любого элемента, поэтому только причинного объяснения недостаточно. Например, в обществе важным фактором выступают принципы целесообразности системы и специфические культурно-человеческие отношения (нравственные, правовые, религиозные нормы и т. д.).

Современные синергетические исследования уточняют законы системного функционирования и системной эволюции. В частности, становится очевидной необходимость наличия в реальной системе определенного хаоса, спонтанности и даже беспорядка, что делает систему живучей и гибкой. Следовательно, в природе реализуется не однолинейное (прогрессивное или регрессивное) развитие, а негаэнтропийные процессы.

Разнообразие структурных уровней материального бытия

Системный подход и современные синергетические исследования позволяют нам рассматривать мир в целом как особого рода систему.

Это означает, что мы можем выделять в нем различные уровни и подуровни, выявлять самые разнообразные системы связей, т. е. разные структуры, рассматривая эти структурные связи как особого рода закономерности, которые можно познавать. В самом общем виде это уровни неживой природы, живой природы, общества. Каждый из них имеет собственные подуровни. Так, в обществе такой подсистемой выступают индивиды. Природное бытие в самом широком смысле определенным образом упорядочено, причем наличие бесконечного числа структурных уровней позволяет сделать вывод о его структурной бесконечности. Оно представляет собой разнообразие структур, разных целостных систем, которые, в свою очередь, взаимосвязаны между собой в рамках более общей системы.

Структурность бытия проявляется в существовании различных форм материальных систем, которые имеют свои специфические связи. Так, физическая материя может существовать в виде вещества и поля.

Вещество – это различные частицы и тела, которым присущи дискретность и масса покоя (элементарные частицы, атомы, молекулы). Поле – это вид материи, который связывает частицы и тела между собой. Частицы поля не имеют массы покоя: свет не может покоиться. Поэтому поля непрерывно распределены в пространстве нашей Вселенной. Можно выделить и более дробные, структурные уровни бытия.

Неорганическая природа представляет собой движение разнообразных элементарных частиц и полей, атомов и молекул, макроскопических тел, планетарные изменения. Можно, двигаясь по ступеням от более простого к более сложному, выделить следующие последовательные структурные уровни в ней: вакуум-ный – субмикроэлементарный – микроэлементарный – ядерный – атомный – молекулярный – макроуровень – мегауровень (планеты, галактики, метагалактики и т. д.).