Проблема возникновения науки

6 основных версий возникновения науки

1) Джон Бернал (англ физик и социолог науки 20 в.) в книге «Наука в жизни общества»: наука возникла в каменном веке, развилась из ремесел и обычаев наших предков.

Однако здесь наука отождествляет с любым актом интеллектуальной деятельности, с культурой в широком смысле как искусственной реальностью, созданной человеком.

Эта точка зрения менее всего распространена, она не вскрывает специфики науки.

Скорее, говоря о первобытном обществе, мы можем вести речь об истоках научного познания. В данном отношении интересно исследование Луиса Либенберга, южноафриканского антрополога и практикующего следопыта, например, его книга «The Origin of Science: The Evolutionary Roots of Science and its Implications for Citizen Science«.

Размышляя над проблемой возникновения научного мышления, Либенберг утверждает, что, последнее является врожденной человеческой способностью и сформировалось изначально как искусство следопытства в культурах охотников-собирателей. Охотники, выслеживая добычу, должны мыслить четко и логично, а также обладать внушительным количеством знания и навыков. Л. Либенберг охотился вместе с бушменами, коренными южноафриканскими народами охотников-собирателей, и использовал данный опыт для иллюстрации своих идей о происхождении научного способа мышления.

С точкой зрения о возникновении науки в каменном веке несколько соприкасается концепция, согласно которой наука возникает в Древнем Египте. Оттуда пришли в Грецию основные знания и тайные учения. Там заимствовали свои знания Индия, Персия, Китай. В 4 тысячелетии, а возможно и раньше цивилизация Древнего Египта располагала глубокими знаниями в области математики, медицины, географии, химии, астрономии и т.п. были геометрия, анатомия и т.д.
Значительное развитие медицина. Изучение человеческого тела развивалось также благодаря мумификации. Древние лечебники показывают, что египетские медики знали анатомию, знали кое-что о роли мозга (паралич ног ставили в связь с повреждением головы). Существовало и руководство для ветеринаров. Как мумификация, так и особенно рецепты показывают значительные познания в области химии.
Обнаружилось, что у некоторых мумий в египетских пирамидах вставные зубы, золотые или деревянные. Эти протезы прикреплялись к природным зубам золотой проволокой.
Важное открытие древнеегипетских медиков — это описание кровеносной системы человека и сердца, как основного органа в этой системе. Они описывают это в папирусе Эберса, в котором сказано, что сердце пульсирует, и от него идут кровеносные сосуды ко всем внутренним органам человека. Также в свое время современными археологами были обнаружены древнеегипетские хирургические инструменты, которые свидетельствуют о развитии хирургии в то время.
Как считает египтолог Игорь Павлович Шмелев, греки не были первооткрывателями фундаментальных законов, а открыли их заново. Египетские математики установили форму отношения длины окружности к диаметру («пи» — 3,14), производили исчисления с дробями и т.д.
Для выяснения этих вопросов, что из себя реально представляла египетская цивилизация, нужны полные и систематические источники, а их нет. Реконструкция на такие памятники, как «Книга мертвых», «Тексты саркофагов», «Книга дыхания» и т.д., труды античных авторов – Геродот, Плутарх. Существуют разные версии о назначении пирамид и кто их строил. Трудности в изучении египетских знаний еще и в том, что они были тайной жрецов. Передавали только посвященным.
Но почему многие исследователи не согласны с тем, что наука возникла в Древнем Египте?
Дело в том, что, хотя египтяне и использовали опытные наблюдения, их практика, например, медицина была соединена с магией. Лечение лекарствами вместе с магическими заклинаниями и обрядами. Они не всегда находили медицинское объяснение симптомов и резкого ухудшения здоровья. Медицина Древнего Египта была тесно связана с волшебными и религиозными обрядами, магическими ритуалами и традициями. Если причина заболевания не была выявлена научными средствами, то врачи говорили о том, что это работа демонов. Они излечивали пациентов при помощи заклинаний и молитв, обращаясь за прощением к религиозным культам.
Считается, что именно в Древней Греции происходит становление самостоятельной мысли. Переход от мифа к рациональному мышлению, формирование абстрактного мышления, отвлеченных понятий. Возникновение независимого от религии философского мышления.
В Древнем Египте, как и в цивилизации Месопотамии, основой знаний были мифологические и религиозные представления. Как произошел и устроен мир. Мифы о сотворении мира Древнего Египта: хаос, первозданная пучина вод – Нун. Из хаоса вышли боги, создавшие землю, небо, людей, животных и растения.
В Древней Греции тоже мифы были. Гесиод, поэма «Теогония», о происхождении богов, рождение мира из первоначального хаоса, из него боги, природные стихии. Миф объясняет события в природе божественными силами, божественное объяснение. Первые античные философы (Фалес, Анаксимандр, Гераклит и др.) заимствуют вопросы из мифологии (почему, под влиянием чего и из чего возникло все существующее), но отвечает по-своему.
От творцов мифов не требовали доказательств, а греческие мудрецы опирались на астрономические наблюдения и представляли теоретические аргументы. Хотя некоторые были своеобразными. Например, почему Земля шар – эстетические аргументы: шарообразная форма наиболее совершенна.
Считается, что в древнегреческой культуре математика от конкретной, прикладной эволюционировала в сторону абстрактной. Греки старались формулировать задачу и ее решение самым общим образом, стали доказывать теоремы.
Первые рациональные объяснения, наблюдение, доказательства. В то время как предшествующие цивилизации – это предфилософия, преднаука.

2) Наука возникает в античности. Тип знания, который требует доказательств, что отличает науку от мифологии, религии, обыденного знания.
С Древней Грецией связывают новый тип мышления. Существовавшие до этого представления называют предфилософией. Считается, что именно в Древней Греции происходит становление философской мысли на самостоятельный путь. Переход от мифа к логосу, то есть рациональному мышлению, формирование абстрактного мышления, отвлеченных понятий.
Мифы – образ, философия – абстрактные категории.
По сравнению с математикой Древнего Египта и Месопотамии, где она имела прикладное значение, здесь математика становится теоретической наукой. Греки старались сформулировать задачу и ее решение самым общим образом. Также доказательства, обоснования.
Что способствовало новому мышлению?
Появление полиса – города-государства. До этого (например, в предшествовавшей микенской цивилизации) верховный правитель контролирует всю социальную жизнь. Теперь демократия (правление свободных граждан, не входили женщины и дети). Новый социальный центр на городской площади – агора. Свободный спор, дискуссия, диалог. Понятие успеха – чтобы народ тебя слушал, ораторское искусство – развитие риторики, что потребовало и развитие логической аргументации. Соревновательный дух.
В Древней Греции существовала традиция свободных дискуссий, умение спорить. Все свободные граждане собирались на главной площади города и совместно обсуждали общие дела, выслушивая всех желающих и принимая решения большинством голосов. Древние греки владели искусством выражать свои мысли, что было необходимо для убеждения других в собственной правоте. Тот же, кого не хотели слушать, мог переехать в другой город (Древняя Греция состояла из независимых городов-государств). Вот этой возможностью и способностью рассуждать, особым, рациональным складом ума, необходимым для философствования, греческий народ и отличался от других.
Особо следует подчеркнуть, что в Древней Греции существовали свободные люди, которые отдавали себя полностью философии и не были жрецами, как в Древней Индии, что привязывало бы их к традиционной религии, и не обязаны были находиться на государственной службе, как в Древнем Китае, что связывало бы их с существующими социальными традициями. Греческие философы были полностью свободны в своих действиях.
Здесь называют разные имена на право называться первым ученым. Фалес из Милета. Использовал геометрию для вычисления высоты пирамид. В геометрии теорема Фалеса. Считается, что он предсказал солнечное затмение. Фалес относится к т.н. философам природы. Воспринимали природу, космос как единое целое.
Фалес торговец, много путешествовал. Жил в Египте, в Фивах и Мемфисе, где учился у жрецов, изучал причины наводнений. Считается, что именно он «привез» геометрию из Египта и познакомил с ней греков. Был военным инженером на службе у царя Лидии Крёза, спроектировал плотину и водоотводный канал и руководил их постройкой, чтобы облегчить переправу войска.
О нем существует такая легенда:
По причине его бедности, его стали укорять в бесполезности философии. Он, сделав по наблюдению звезд вывод о грядущем урожае маслин, ещё зимой нанял все маслодавильни в Милете и на Хиосе. Нанял он их за бесценок (потому что никто не давал больше), а когда пришла пора и спрос на них внезапно возрос, стал отдавать их внаем по своему усмотрению. Собрав таким образом много денег, он показал, что философы при желании легко могут разбогатеть, но это не то, о чём они заботятся.
Источник мира и первоначало всего сущего – вода. Все рождается из воды; все возникает из воды и в неё превращается. Это начало элементов, вещей, начало и конец Вселенной. Всё образуется из воды путем её затвердевания/замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом. Мир возникает из первоначала и вновь в него возвращается периодически.
Материя одушевлена.
Земля находится в центре Вселенной. Плавает в воде, как корабль.
Другой кандидат на первого ученого – Демокрит. Атомизм. Атомы и пустота.
О нем известна такая история. Когда отец оставил своим сыновьям наследство, то Демокрит, по мнению некоторых своих практичных сограждан, совершил неразумный, просто необъяснимый поступок: из наследства он выбрал себе не землю, не дом, не рабов, а деньги, правда, по тем временам немалые. Но ведь деньги, рассуждали недоумевающие сограждане, можно легко потерять. Однако Демокрит выбрал деньги отнюдь не случайно: он совершенно точно знал, что с ними будет делать — решил отправиться в дальние странствия. Около десятка лет Демокрит провел в путешествиях: его, конечно, интересовали другие страны, города, народы, но больше всего влекли к себе знания, которые он мог получить в этих краях. Иными словами, Демокрит выбрал путь «человека знания», мудреца, философа.
Возвратясь из путешествия, он не привез ни товаров, ни увеличившейся суммы денег (по понятиям жителей Абдер, он вообще ничего не привез, ибо приехал беднее, чем раньше). Тогда против него было возбуждено судебное дело о растранжиренном наследстве. Но когда на судебном процессе его спросили, что же он сделал с отцовскими деньгами, что привез из путешествия и как оправдается, как защитит себя, Демокрит прочитал судьям свое сочинение «Мирострой». Решение судей было неожиданным и очень любопытным: они признали, что Демокрит взамен отцовского наследства накопил мудрость, знания; за время путешествия он стал мудрецом; книга, которая была прочитана судьям, это удостоверяет. Демокрит по суду был оправдан.
Главным достижением философии Демокрита учение об «атоме» — неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей.
Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи. Бесконечность числа атомов во Вселенной, бесконечность их форм. Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте) хаотично, сталкиваются и в зависимости от форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение — свойство, естественно присущее атомам. Тела — это комбинации атомов.
Развитие вселенной, порядок мира, все в сущности определено механическим движением атомов.
Следующий кандидат – Аристотель.
Аристотель смотрел на философию как на стремящуюся к знанию строгому, доказательному, понятийному, систематическому. Он закладывает основы различных дисциплин. Стремится по возможности исключить мифологию и религию из объяснения. Естественные науки, политология, логика, теория искусства. сильно заинтересовался классификацией растений и животных и сам наблюдал за ними. В своих работах о природе Аристотель пытался обнаружить иерархию родов и видов. Он был убежден, что у природы есть цель и что каждая черта животного выполняет свою функцию. «Природа не делает ничего напрасного», – утверждал он.
Главным методологическим достижением Аристотеля считают открытие универсального научного метода познания природы (индуктивно-дедуктивный). Как приобретается научное знание, если в опыте каждый имеет дело только с единичными и разрозненными вещами?
Аристотель: научное познание делится на 2 взаимно дополняющие стадии – 1) открытие первых начал, первых принципов путем индукции, то есть восхождения от единичного к общему. Обобщение частных случаев, например. Открытие научного обобщения и его обоснование или коррекция. Эти общие причины и первоначала становятся общими посылками той или иной науки. 2) дедукция из них заключений для объяснения и предсказания наблюдаемых явлений. С помощью логики.
То есть Аристотель – это первая попытка систематизировать то, что впоследствии стали называть наукой.
Но здесь сложно отличить науку от философии, и эта точка зрения тоже не особо распространена. Достаточно геоцентрической системы Аристотеля-Птолемея, чтобы отвергнуть эту версию. Их концепция основана на данных обыденного опыта (мы не ощущаем вращения Земли) и здравого смысла (если бы она вращалась, мы бы попадали все в космос). То есть и это преднаука, которая еще не хочет оторваться от обыденного опыта и его ощущений.

3) Наука возникает в 12 веке. Англия. Кэмбридж, Оксфорд, монахи-номиналисты Роджер Бэкон, Уильям Оккам, Роберт Гроссетест переосмысливают роль опытного знания. Подготавливают время опытной науки. Оксфордский университет отличался от Парижского тем, что был удален от Папы и от его непоср влияния. В Парижском было запрещено читать лекции по естественной философии, а в Оксфорде в приоритете были арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
Роберт Гроссетест (12-13 века) считается первым, кто осознал необходимость создания новой экспериментальной науки. Специалист по средневековой науке Алистер Кромби заявляет даже, что концепция Гроссетеста определила до 17 века 3 ведущих темы в науке – индукцию, эксперимент и математику. Ученый начинает с собрания разнообразных примеров исследуемого явления и анализирует их общие свойства до тех пор, пока не получит общую формулу, которая символизирует регулярную связь свойств явления и предполагаемую причину такой связи. Необходимо причинное объяснение наблюдаемого явления. Объяснительные принципы далее требуют дополнительной экспериментальной проверки.
Роджер Бэкон (13 век), тоже акцент на эксперимент. Основной представитель школы Оксфордских эмпириков. Продолжатель научных начинаний школы в Шартре (город во Франции). В 12 веке эта школа стала признанным центром французской философии (акцент на Платоне). Шартрский собор — один из шедевров готической архитектуры.
Считается, что Франция 11 века – это тотальная безграмотность, за исключением духовенства, так как церковь строго контролировала доступ к знаниям. Даже дворяне были безграмотны. Король с трудом подписывался своим именем. Именно крестовые походы открыли дверь к древним знаниям. В короткие сроки для того времени (30 лет) возникает собор в Шартре, небывалый для того времени.
Пол собора украшен лабиринтом, который до сих пор используется пилигримами для медитаций. Паломники с молитвой проползали его на коленях (261 метр). Путешествие души от Бога (внешняя окружность) до Земли (центр) и обратно. Часто шартрский лабиринт сравнивали с орбитами планет, которые подчиняются вселенской гармонии движения. Ритмичность движения по концентрическим кругам.
Согласно легенде, передовые познания в архитектуре, которые были необходимы для возведения подобного сооружения, привезли с собой с Востока рыцари-тамплиеры. Тайны Божественного закона, управляющего числами, весами и мерами, включая так называемое «золотое число» — 1,618. Пропорция 1:1,618 — «золотое сечение», или «золотая середина».

В 12 веке при различных монастырях, соборах и растущих городах стали возникать новые школы, обучение в которых основывалось на «семи свободных искусствах» — тривиуме и квадривиуме. Считалось, что изучение квадривиума — арифметики, геометрии, музыки и астрономии — должно было подготовить разум к восприятию божественных истин, ибо эти дисциплины были связаны со священными числами, присутствующими во всех вещах. Пифагорейцы и платоники учили, что число, интервал и пропорция являются истинной основой музыки и движения небесных тел. И поскольку готические соборы строились в соответствии с этими принципами, они могли послужить путеводной нитью, следуя которой разум мог прийти к своему священному источнику. Как доказательство значимости этих наук их скульптурные символы были помещены на раннеготическом Королевском портале собора в Шартре, там же можно видеть скульптуры Пифагора, Эвклида, Аристотеля и Боэция…
Представители Шартрской школы увлекались символикой цифр.
Цифра 3 обозначала небесное, 4 — квадрат, землю. Если перемножить 3 и 4 — то мы получим единство земного и небесного, что является главной идеей церкви, это место, где проходит таинство соединения человека и Бога. Поэтому роза собора разделена на 12 частей.
Синий цвет витражей, секрет которого утерян, так и называется «шартрский синий». Когда очень солнечно, играют краски витражей огненными, ультрамариновыми и гранатовыми пятнами. Когда серая погода, собор наполняется голубым таинственным мерцанием.
Кроме интереса к Платону, интерес к естественным наукам.
Париж воспитывал теологов и диалектиков, Шартр был 2м крупным центром. Естественные науки и математика. Астрономические, медицинские исследования. С 1й стороны, спиритуалистический дух философии Платона, с другой – критический и эмпирический дух Аристотеля. Естествоиспытатели и гуманитарии.
Эту невписанность в средневековье продолжает Роджер Бэкон. Работал в очень трудных условиях, постоянные трудности от церковных властей. Но условия изменились, когда папой стал его горячий поклонник Климент 4. Он дал заказ на проектные работы, которые раньше запрещались.
Работы Бэкона отличались самоуверенным и полемическим тоном, постановка проблем в них была не типичная для средневековья. Это раздражало тогдашнее научное сообщество и церковь. Когда папы-опекуна не стало, работы Бэкона были осуждены, а самого подвергли тюремному заключению на 14 лет.
Основное произведение – «Большое сочинение» в 7 книгах. Теория заблуждения человеческого разума, рассуждения о соотношении науки и теологии, лингвистика, математика, учение о перспективе, экспериментальная наука, моральная философия.
Тогда было принято заниматься теологическими проблемами и общим проблемами философии, а в Оксфорде этому уделяли меньше времени. Роджер Бэкон выступил против привычного спекулятивного рассмотрения проблем, предлагая опираться на опыт. Он писал, что есть 2 способа познания – с помощью аргументации и с помощью опыта. Аргументация позволяет прийти к выводам, но не дает уверенности, роль случайности. Рассматривать истину можно только опытным путем. Без опыта ничего нельзя знать удовлетворительным образом. Ни одна трактовка, ни один аргумент не убедят в том, что огонь горячий, это необходимо знать из опыта. Идея устройства подводной лодки, автомобиля и летательного аппарат. Был не только естествоиспытателем, но и знатоком языков.
Синтез эксп-та с математикой. Нельзя знать объекты этого мира, если не знать их математически. Но математику понимал в античном духе, как обладающую божественной красотой, которая привлекает разум к вечным истинам.
Необычно для средневекового мыслителя, что понимал науку как постоянный и бесконечный процесс. «Истину мы будем искать до конца мира, ибо в человеческих замыслах нет ничего совершенного».
Сам экспериментировал, создавал приспособления для экспериментов. Впечатляющие предсказания. Писал о стеклах, которые собирают солнечные лучи и могут стать преградой врагу. Писал о кораблях, которые смогут двигаться без помощи людей, под управлением одного человека и будут двигаться быстрее. Повозки, которые не будет тянуть ни одно животное и с необыкновенной скоростью.
Особое понимание опыта. Понимал его шире, чем обычно это делается. Опыту можно подвергнуть не только чувственное, естественное, но и сверхъестественное. Бога можно постичь сверхъестественным опытом. Опыт двояк. Один вид постигается внешними чувствами, в том числе с помощью приспособлений, другой – непосредственное зрение, разум. Но есть и третий способ – его дали святые патриархи и пророки. Мистический опыт. Не только наблюдения за природой, но и мистическое восприятие. Он считал, что когда-то этим видом просвещенности обладали древние иудеи, но она была утрачена и частично восстановлена греками. Бэкон предлагает такую философию истории. Греки – наследники иудеев, а его миссия – обнаружить систему Откровения. Философия – это объяснение Божественной мудрости. Истины известны только благодаря Откровению.
Граница между естественными и сверхъестественными истинами стерта, так как все они происходят из Откровения. Разум сам по себе не способен к познанию истины.
Роджер Бэкон не оказал особого влияния на современников, а ученые Нового времени оценили его эмпирическую науку, но не мистическую философию. Провозвестник новых времен.
Но и эта версия возникновения науки не считается верной. Скорее, создают базу для возникновения науки. Это были индивиды, а не общее течение.

4) Галилео Галилей (16-17 века). Научное знание обретает особые черты: мысленный эксперимент вместе с реальным и математическое описание явлений.
Как Галилео доказывал гелиоцентрическую систему? Процесс Галилея – в 1633 г. в Риме инквизиционный процесс над Галилеем. Он обвинен в публичной поддержке гелиоцентрической системы мира Коперника, которую католическая церковь ранее осудила как еретическое учение. Процесс стал символом противостояния религии и науки.
Галилео основывался на наблюдении за небесами. Первым использовал телескоп для наблюдения за небесными телами. То, что он увидел, было похоже на наваждение – горы на луне, спутники Юпитера и т.д. Продолжает свои исследования, открывает фазы Венеры, пятна на Солнце, затем вращение Солнца вокруг своей оси.
Его гелиоцентрическая система противоречила Священному Писанию (например, эпизоду из «Книги Иисуса Наввина», где говорится о неподвижности Земли и движении Солнца) и Аристотелю (в его трактате «О небе» обосновывается концепция неподвижности Земли и опровергается гипотеза о ее вращении) и Птолемею («Альмагест»). Галилей заявил, что Священное Писание относится только к спасению души и в научных вопросах не авторитет. Церковь решила запретить коперниканство, которое – а в это время еще набирала обороты Реформация – ставило под сомнение авторитет Церкви. Ее позиция выражена в письме кардинала Беллармино.
Какие аргументы приводят Галилей и Беллармино в защиту 2х разных систем? У них разные представления, что считать убедительным доказательством.
Галилей в качестве обоснования привел свои наблюдения за небесными телами: то есть метод наблюдения + использование технологий. Беллармино, напротив, достаточным обоснованием считает Священное Писание
Это не значит, что он отвергает наблюдение и телескоп, просто Священное Писание он считает перевешивающим те аргументы, что привел Галилей, что его аргументов не достаточно, чтобы опровергнуть Писание. Есть легенда, что Галилей предложил Беллармино самому посмотреть в телескоп, а тот отказался, сказал, что ему нет нужды смотреть в телескоп, чтобы обнаружить строение небес, достаточно почитать Библию. Эту легенду любят приводить для противопоставления догматичности церкви и смелости мышления ученого. Но все-таки она похоже вымышлена. К тому же телескоп недавно появился, эта технология еще весьма несовершенна. Суть в том, что Галилео в качестве обоснования считал наблюдение и использование телескопа (то есть научные доказательства), а Беллармино авторитет Писания.
Но не только из-за этого деятельность Галилея считается поворотным пунктом возникновения науки. Опыт не доказывает всеобщность и необходимость научных законов. Только интерпретация в языке математики дает предположениям важное качество научности. При этом математикой тоже не обойтись. Опыт может подтвердить или опровергнуть предположение. Опыт игнорировать нельзя. Для решения этого противоречия Галилей использует метод идеализации и мысленный эксперимент.
Что за мысленный эксперимент? Для этого вспомним теории движения, которые существовали со времен Аристотеля до Галилея. Аристотель считал, что всякое движение предполагает наличие двигателя и что движение происходит при преодолении сопротивления среды. При движении в пустоте должны достигаться бесконечно большие скорости, следовательно, оно невозможно. Движение происходит также относительно некоторой абсолютной системы координат, для которой направления «вверх» и «вниз» отличаются принципиально.
Естественно, вставал вопрос о том, как движутся брошенные тела. Аристотель считал, что, бросая тело, мы приводим в движение воздух, его окружающий, который и является двигателем. Другие мыслители позже предположили, что бросающий передает телу некую движущую субстанцию и что движение в пустоте – предельный случай движения тела в разреженной среде. Теория движущей субстанции была названа «импето» и активно развивалась с 14 в.
Галилей пошел совсем другим путем. Он поставил во главу угла мысленный эксперимент и переформулировал задачу. Галилей математически строго описывает движение тела, не рассматривая его причину. Таким образом строится общее описание движения, при этом само движение может быть вызвано самыми разными причинами. Для такого описания нужно выделить в наблюдаемом процессе самое главное, общее для всех подобных процессов. В описании проделанных экспериментов Галилей всегда подчеркивает идеальность объектов, с которыми он работает – абсолютную ровность шаров, гладкость дорожек. То есть Галилей использует метод идеализации. Природные объекты предстают перед учеными в разнообразных чувственных образах, которые сложны, запутанны, противоречивы, и мы не можем принять их без оговорок.
Как работает идеализация? Разложить явление на простые элементы, исключить из их состава несущественные для дальнейшего исследования; интерпретировать каждый существенный элемент в языке математики. То есть в явлении берутся только существенные свойства и как можно точно интерпретируются в терминах математики. В результате наглядность и целостность явления перестает быть значимой, теперь ученый имеет дело только с его идеализированными и математизированными элементами.
Сочетая идеализации, точную проработку понятий с обязательным подтверждением рассуждений экспериментами, Галилей заложил основы научного подхода к изучению явлений природы.
В настоящее время эта версия возникновения науки самая распространенная.

5) Наука возникла к середине 19 века. Возникла профессия ученого, за деятельность по производству знаний стали платить деньги. Раньше либо на собств средства, либо от мецената.
Раньше, как правило, наукой занимались любознатель¬ные, образованные люди, которые обменивались результатами своих исследований либо при личном общении, либо путем переписки. Такая переписка велась на латыни и служила средством для обмена результатами исследований. В ней обсужда¬лись различные гипотезы и предположения, аргументы за и против, а также промежуточные и конечные результаты проведенных работ.
Развитие науки, усиливалась ее дифференциация, появлялись новые отрасли, увеличивается научная ин¬формация, как результат, специализация научного труда. Если раньше ученый был универсалом и мог одновременно с экспериментальны¬ми исследованиями заниматься теоретическим их анализом, нередко работая по нескольким отраслям знания, а заодно и философствовать, то в 18-19 веке время уче-ных-энциклопедистов завершается.
В 1840 г. Уильям Уэвелл, англ священник, философ, историк науки ввел термин и «ученый» в труде «Философия индуктивных наук». «…нам крайне нужно подобрать название для описания занимающегося наукой вообще. Я склонен называть его Учёным». Тот, кто занимается наукой. А так до него в англоязычных текстах уже с 1725 г. засвидетельствовано понимание science как «совокупности регулярных или методичных наблюдений + утверждений относительно к-л предмета».
Именно в это время наука приобретает функцию самовоспроизводства. Кроме того, в конце 19 века, в 1895 г в Париже Альфред Нобель подписал своё завещание, согласно которому большая часть его состояния — около 31 миллиона шведских марок — должна была пойти на учреждение премий за достижения в физике, химии, медицине, литературе и за деятельность по укреплению мира.
В период с 18 до первой половины 19 вв. появляется много ученых — специалистов не только в отдельных науках, но часто даже узких об¬ластей. Также вместо личной переписки появляются первые научные журналы, которые издаются часто на национальных языках. На их страницах ученые сооб¬щают о своих новых результатах исследований, обмениваются мне¬ниями и обсуждают научные проблемы.
Но эта версия появления науки менее распространена. Скорее, в 1й половине 19 в. происходит оформление науки в особую профессию.
Под профессией принято понимать интеллектуальную деятельность, предполагающую специальное систематическое образование и полную занятость.
К началу 19 века ученые Оксфордского и Кембриджского университетов, происходившие преимущественно из аристократических родов, не были зависимы от доходов от преподавания. Независимость членов «закрытых корпораций» от качества преподавания сказалась на образовательном процессе. Выпускной экзамен превратился в пустую формальность и состоял из стандартных вопросов, о содержании которых было известно заранее.
Таким образом, сотрудники английских университетов были самодостаточны и не имели мотивации к карьерному росту. Распространились случаи, когда люди проводили всю свою жизнь в колледже, они не просто не приносили пользу государству, но их пребывание там приносило вред им же самим: с годами они погружались в депрессию или спивались.
Были свои проблемы и в университетах других стран. Немецкий филолог, философ, министр образования Вильгельм Гумбольдт убедил власти основать университет в Берлине нового образца, который открылся где-то в начале 19 в. Обучение происходило, главным образом, в виде семинаров и лабораторных работ. Преподаватели получили мотивацию развиваться и как ученые и как преподаватели. Конкуренция между профессорами. Престиж преподавателя зависел от личных заслуг и компетенции.
Гумбольдт решил проблему, от которой страдали английские университеты. Он прописал карьерные ступени академических профессий. Главная новация Гумбольдта: лишение университетского сообщества самостоятельно назначать профессоров. Все преподаватели были разделены на две категории: приват-доценты, они получали плату за преподавание от студентов, и профессора, их назначали государственными чиновниками из числа приват-доцентов. Ученые этого ранга получали зарплату от правительства. Профессор должен был управлять исследованиями и научной политикой университета, это понималось как венец карьеры ученого. http://postnauka.ru/faq/22055
В Германии, кстати, развивались как естественные, так и социально-гуманитарные науки активно. Много лингвистов и открытий в области языка в 19 веке из Германии.
Главным фактором возникновения академических профессий в континентальной Европе стало государство. Появилась и французская модель образования: разделила занятие наукой и обучение в университетах. Все преподаватели университета оказались государственными служащими, обязанность которых заключалась в преподавании по заранее установленным программам.
Опять же повторю, это скорее установление науки как профессии, имеет больше отношения к науке как институту, возможно, чем как знанию.

6) Есть экстравагантная версия – наука еще не возникла.
Подлинная» наука — Наука с большой буквы — еще не родилась, она появится только в следующем веке. Здесь, конечно, мы уже покидаем почву былого, почву истории науки и попадаем в область социальных проектов.