В развитых странах инструментарий научно-технической политики многообразен и включает в себя следующие основные составляющие :
– законодательные меры;
– меры по стимулированию капиталовложений
в технически передовые отрасли;
– государственное финансирование НИОКР (что прямо или косвенно содействует установлению национальных приоритетов в научно-техническом развитии);
– контрактная система, посредством которой не только осуществляется финансирование государством НИОКР, создание новой техники и `технологий, но и обеспечивается гарантированный рынок сбыта для промышленных корпораций;
– дотации и субсидии частным и государственным предприятиям, выделяемые из средств государственного бюджета и внебюджетных фондов;
– кредиты, субсидируемые государством или предоставляемые под низкий процент;
– налоговая и амортизационная политика, включая предоставление налоговых льгот, стимулирующих привлечение инвестиций в научно-техническую сферу, проведение НИОКР, технологические и продуктовые нововведения в частном секторе;
– экспортные субсидии;
– развитие систем распространения научно-технической информации.
Комплексность и широкомасштабность – эти характеристики в полной мере могут быть применимы к государственной политике стимулирования НИОКР в промышленности в ведущих странах мира (США, Японии, Франции, Великобритании, ФРГ и других). В настоящее время там реализуется множество различных программ научных исследований, полностью или частично финансируемых государством.
Механизм финансовой помощи промышленным предприятиям нацелен на стимулирование НИОКР на всех стадиях, включая их коммерциализацию. Компаниям, осуществляющим большие затраты на научные исследования и использующим прогрессивную технологию, установлены льготные налоговые режимы, выделяются бюджетные субсидии. Кроме того, им предоставляется приоритетное право использовать имеющуюся в государственных научно-исследовательских центрах и лабораториях информацию.
В государственном стимулировании НИОКР особое внимание уделяется развитию информатики, робототехники, биотехнологии, ядерной энергетики.
В экономике развитых стран капиталы для инновационного процесса черпаются как из государственных, так и из частных ресурсов. Типичным является примерно равное распределение капвложений в НИОКР между частным и государственным капиталом. Создается обширный, устойчивый и гибкий фонд, поддерживающий эффективную реализацию нововведений.
В большинстве развитых стран важнейшими центрами исследований являются университеты и колледжи. Примерно 2/3 всех затрачиваемых ими средств идет на фундаментальные исследования. Из этого фонда покрывается более 70% затрат на НИОКР в высших учебных заведениях.
Доля ассигнований из фондов промышленных компаний составляет 5–6% расходов университетов на НИОКР. Относительно новой формой финансирования является рисковый капитал. Он формируется по преимуществу на базе частных источников. Метод рискового финансирования применяется в разных отраслях и видах производств. Однако основная часть всех рисковых капвложений идет в отрасли высокой технологии — машиностроение, автомобилестроение, приборостроение,
авиационную, электротехническую и химическую промышленность. Рисковый капитал в структуре всего общественного капитала составляет пока незначительную часть. Однако рисковое финансирование создаст новый тип инновационного механизма, который дает возможность получать значительный экономический эффект и стимулирует совершенствование не только производства, но и хозяйственных отношений в целом.
Высокие издержки НИОКР, значительный риск при выборе приоритетных направлений, необходимость увязки деятельности многих участников инновационного процесса, задачи поддержки национальных участников международной конкуренции – все это требует государственных гарантий, финансирования, организационной и информационной помощи. Огромна роль государства и в создании инфраструктур, способствующих динамичному и широкому развитию инновационного процесса: системы финансового обслуживания, распространения информации и других.
Широкую государственную поддержку получают различные формы связей между университетами, научными центрами и промышленными компаниями, в том числе «исследовательские
клубы», «технологические парки», «научные парки», «технологические центры» и т. д. Являясь формой сотрудничества частного и государственного капитала на долговременной основе, они представляют собой научно-промышленные комплексы, создаваемые при университетах, государственных научно-исследовательских центрах и лабораториях, финансируемые за счет частных компаний, центральных и местных государственных органов власти. Основными направлениями их специализации являются: информатика, медицинская техника, оптика,
биотехнология, робототехника, проблемы механики и металловедения, создание «искусственного интеллекта» и др.
В большинстве развитых стран наблюдается тенденция к усилению государственного стимулирования технологических нововведений в средних и мелких компаниях. Особенно отчетливо эта тенденция проявилась в таких странах, как Япония, ФРГ, Франция, Бельгия, где для этого создана специальная сеть правительственных учреждений, постоянно совершенствуется государственная система субсидирования мелких и средних фирм, расширяется их доступ к необходимой информации, реализуются программы подготовки для них квалифицированных кадров.
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
В настоящее время экономическая политика многих стран определяет инновационную деятельность как основное условие социально-экономического развития. Современные концепции экономического развития ставят своей основной целью удовлетворение потребностей человека, в первую очередь – повышение уровня качества жизни, что достигается посредством решения следующих задач:
– создания дополнительных рабочих мест, как в сфере науки, так и производства и услуг;
– увеличение поступлений в бюджеты разных уровней за счет увеличения объемов производства наукоемкой продукции и увеличения доходов населения;
– повышение образовательного уровня населения;
– решения экологических и социальных проблем за счет использования новейших технологий.
Современная государственная инновационная политика привносит в научно-техническую сферу, в научно-технический прогресс интенсивные факторы развития, которые призваны повысить эффективность использования как уже имеющегося научно-технического потенциала, так и тех ресурсов, которые направляются на его расширение (что, с точки зрения экономики научно-технического прогресса, эквивалентно прямому наращиванию указанных потенциала и ресурсов). Формирование и реализация инновационной политики осуществляется, как правило, и под влиянием трех взаимодействующих функциональных сфер деятельности:
– регулирование социально-экономического развития органами государственной власти,
– функционирование научного сообщества на основе различных управленческих и общественных структур,
– экономическая деятельность фирм, реализующих достижения научно-технического прогресса и применяющих их на практике.
В различных странах государственная научно-техническая и инновационная политика заметно отличаются как по своему содержанию, так и по выполняемым функциям. Это обусловлено различиями в уровне развития отдельных стран, масштабах и специализации научно-технической деятельности, структуре приоритетов социально-экономической политики, историческими особенностями развития, соотношением действующих политических сил и др. Вместе с тем было бы ошибкой переоценивать эти различия, поскольку в большинстве стран проявляются общие тенденции развития, вследствие чего их политика во многих своих основных чертах инвариантна относительно существующих национальных различий.
Инновационная политика разрабатывается и реализуется в контексте общей социально-экономической политики страны, то есть нацелена на решение конкретных социально-экономических проблем, направлена на социально-экономический прогресс общества. При этом важно отметить, что само по себе развитие науки не является самостоятельной целью на макросоциальном уровне системы целей общества, а общественное предназначение научно-технической сферы заключается в решении общественно значимых социальных, экономических, военных и иных проблем на основе получения и применения научных знаний.
В этом смысле инновационная политика не только определяет желательные для общества направления развития научно-технической сферы, но и порождает ограничения этого развития, что вызывает необходимость осуществления надведомственного социального контроля за формированием и реализацией системы внутренних, частных целей. По этой же причине определение
доли выделяемых научно-технической сфере всегда ограниченных ресурсов общества является задачей не научно-технической политики, а общей социально-экономической политики страны, т.е. политики более высокого иерархического ранга.
Само же формирование эффективной инновационной политики предполагает согласование трех ее важнейших аспектов:
– цели (отражают ценности и приоритеты развития общества);
– ресурсы (включая источники, объемы, способы мобилизации, способы организации);
– способы реализации конкретных мероприятий (определяются уровнем и специфическими особенностями политического, социального и экономического устройства страны).
Качество формирования инновационной политики во многом зависит от четкости и правильности (в стратегическом и тактическом планах) формулирования целей и задач, формирования механизмов и условий выработки конкретных
целей для научно-технической сферы. Решение проблемы целеполагания должно приводить к формированию системы частных инструментальных и количественных показателей,
достижение которых должно обеспечиваться в процессе реализации государственной научнотехнической политики