Древневосточная философия

  1. Особенности древневосточной философии.
  2. Древний Китай.
  3. Древняя Индия.

1. Особенности древневосточной философии.

1). Древневосточная философия Ггубоко традиционалистская: велика роль традиции. Сложившиеся в древности учения расцениваются как образцовые.
2). Религиозность. Тесная связь с религиозно-мифологическими представлениями.
3). Велика роль учителя-наставника. Наиболее ценный способ передачи мудрости – устный, от учителя к ученику.

2. Древний Китай

6-2 века до н. э.
Наиболее влиятельные философские школы: даосизм и конфуцианство.
Другие школы: Моизм, Школа законников, Школа Имен, Школа «инь-ян».

Важнейшая особенность философии Древнего Китая — культ Неба

Небо (天 тянь) – одна из основных категорий китайской культуры. Земля – Поднебесная — «все, что под небом».

Слово тянь 天 имело разные значения:

— верховное божество, высшая сила;

— высшее природное начало, элемент Великой Триады «Небо-Земля-Человек»;

-природное начало в человеке и др.

Тянь – это высшая сила, благодаря которой сменяются времена года, день и ночь, зреет урожай и др.

Существовал культ Верховного первопредка Шан-ди 上帝. Также культ Тянь-ди 天帝 (Небесного первопредка).

Сначала он обладал личностными чертами, но затем стал обезличенным, абстрактным Небом тянь 天.

Китайские императоры до 1912 года носил титул

«Сына Неба» (тянь цзы 天子). Верили, что Небо вручает ему Небесный мандат на правление. Император поддерживает взаимодействие между Небом, Землей и людьми — ван 王 — правитель. В качестве верховного жреца он приносил жертвы Небу и Земле для процветание всей Поднебесной. Храм Урожая — центральное сооружение Храма Неба в Пекине. В день зимнего солнцестояния императоры династий Мин и Цин совершали здесь церемонию жертвоприношения Небу.

ДАОСИЗМ

Основатель – Лао-цзы  老子 , 6 -5 в.в. до н. э. Слова «Лао-цзы» означают “старый учитель” или “старый ребёнок”. Большую часть жизни служил хранителем императорского архива и библиотекарем в государственной библиотеке династии Чжоу.

Его авторству приписывают произведение “Дао дэ цзин”. Переводят по-разному: «Канон Пути и его Благой Силы», «Книга пути и достоинства».
Основное понятие его учения – ДАО. Разные значения: естественный порядок вещей, «небесная воля», «чистое небытие» начало всех вещей,
Всеобщий Закон. Дао — вечное и безграничное. Никем не создано. Существовало всегда. Бесформенное.

Дао – начало невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, безымянное и бесформенное. «Смотрю на него и не вижу, а поэтому называю его невидимым. Слушаю его и не слышу, поэтому называю его неслышимым. Пытаюсь схватить его и не достигаю, поэтому называю его мельчайшим…». Дао – сверхчувственная реальность.

Дао проявляет себя и познается через ДЭ – закон Вселенской Гармонии, Благая Сила, путь, способ бытия вещей и т.д.
Другие важные категории – ИНЬ и ЯН. Все в мире находится движении и изменении, все непостоянно и конечно. Причины изменений и движения – инь и ян. Каждая вещь содержит и инь, и ян. Дао порождает единицу (великий предел), единица порождает два — Инь и Ян, они становятся тремя и порождают весь проявленный мир.

Дао — всемирный принцип. Человек должен как можно меньше мешать этому принципу осуществлять себя, должен жить более интуитивным способом.
Пренебрегать интуицией — враждовать с Дао, а враждующий с Дао причиняет вред себе и окружающему. Плывущий против течения зря тратит свои силы. Истощая свои силы, он приходит к гибели.
Каждая вещь и существо имеет собственное Дао и собственный путь.

Понимать Дао означает следовать по пути Дао: видеть, чувствовать, ощущать действующие силы, и плыть по волне, не сопротивляясь течению.
Сначала надо интуитивно почувствовать, как живёт этот мир, а потом следовать естественности, порядку вещей.
Принцип «Увэй» — нe-деяние или, скорее, деятельность без нарушения «меры вещей».

КОНФУЦИАНСТВО
Основатель — КОНФУЦИЙ (Кун-Цю, Кун-цзы, Кун Фу-цзы; латинск. Confucius)(около 551 – 479 гг до н.э.).
Известен также как просто Цзы — «Учитель». Со временем конфуцианство стало государственной философией.

Ученики Конфуция по высказываниям Конфуция и бесед с ним составили книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения»).
Конфуций сосредоточивает внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу. Создает социальную этику.
Личность является личностью не «для себя», но для общества. Человек понимается в связи с его социальной функцией. Воспитание — подведение человека к надлежащему исполнению этой функции.

Основные категории конфуцианства
Жэнь — «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие». Следовать Жэнь — руководствоваться сочувствием и любовью к людям. Это то, что отличает человека от животного.
И — «правда», «справедливость». Сообщает благородному человеку необходимую твёрдость и строгость.
Ли — «обычай», «обряд». Верность обычаям, например почтение к родителям. Сохранение устоев общества, следование этикету.

Чжи — здравый смысл, благоразумие, рассудительность, умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них в перспективе.
Синь — искренность, «доброе намерение», добросовестность.
Вэнь — культурный смысл человеческого бытия, воспитанность, обладание вышеперечисленными добродетелями.

3. Философия Древней Индии

Три периода:
Ведийский период (1500—500 гг. до н. э.).
Классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.).
Индуистский (с 1000).
Древнейшие тексты содержатся в Ведах. Почти вся литература индийской философии на санскрите.

Философские школы – даршаны.
Почти все даршаны принимают учение о переселении душ
и о мокше (освобождении от телесных воплощений) как о высшей цели.
Задача философа – понять строение мира и человека, найти путь к освобождению.
Устный способ передачи знания очень важен. Ученик воспринимает не только теорию, но и практические жизненные ориентации, весь образ жизни учителя.
Существовали также тексты — сутры (сжатое изложение основ учения) и комментарии к ним.

ВЕДЫ
Индийская философия выросла из ведической литературы. Веды в переводе с санскрита означает «ведение» или «знание». Впоследствии появились многочисленные комментарии к главным книгам (ведам). Наиболее важным из этих комментариев являются «Упанишады».

Упанишады
Все мироздание – это Брахман, идеальное, духовное или разумное мировое безличное начало. Индивидуальная человеческая душа – это атман, который является частицей Брахмана. Душа существует в каком-нибудь теле в физическом, материальном мире. Пока живет физическое тело, живет в нем и атман. Когда тело умирает, атману нужно вернуться к Брахману, но этого не происходит, и душа (атман) вселяется в другое тело. Когда погибает и оно, атман начинает жить в новом теле. Это вечное рождение называется сансарой (колесом перерождений).

В каком теле существо родится очередной раз, решается законом кармы (воздаяния). Возвращение к Брахману называется нирваной. Мы рождаемся вновь потому, что воспринимаем себя в качестве некой индивидуальности, определенного «я». Надо отказаться от этой индивидуальности, конкретности и осознать, почувствовать себя частицей целого – Брахмана, то есть всего мира, надо воспринять себя, не как «я», а как элемент целого.
Буддизм схож с учением, изложенным в «Упанишадах».

БУДДИЗМ

Создание этого учения связывают с Буддой. Как реальная личность — принц Сиддхартха Гаутама (около 6 века до нашей эры).
Он был сыном одного знатного правителя, жил в роскошном дворце. Его дворец и сад были совершенно изолированы от всего остального мира,
он его никогда не видел и потому не знал, что творится в нем. Но однажды он вышел за пределы дворца и увидел старца и нищего: молодость и богатство не вечны.

Он узрел истину и стал «просветленным» или Буддой. Ядро буддизма – это четыре благородных канона:
Жизнь это страдание.
2. Причина человеческого страдания и несчастной жизни в постоянном стремлении человека к чему-либо, в жажде чего-либо.
3. Преодолеть страдание возможно через устранение жажды, отказ от желаний.
4. Правильный жизненный путь, ведущий к нирване:
(1) правильное суждение (т. е. понимание жизни как страдания), (2) правильное решение (сочувствие ко всем живым существам), (3) правильная речь (бесхитростная, правдивая), (4) правильная жизнь (не вредить живым существам, не брать чужого, не вести праздных лживых речей, не пользоваться опьяняющими напитками).

Другие философские школы Древней Индии:

Миманса
Веданта
Санкхья
Йога
Ньяя (логика)
Вайшешика