Биоэтика

В понятии «биоэтика» парадоксальным образом соединяется слово «био» («жизнь, живое») и «этика». Этика — это философское знание, раздел философской науки о морали, об общественном сознании, которое регулирует отношения между людьми с позиций должного и недолжного поведения.

Обычно считают, что биоэтика приходит на смену медицинской деонтологии. Термин «деонтология» был введен в XIX веке философом Бентамом для указания на то, что поведение людей должно подчиняться некоторым правилам. Эти правила, разработанные, например, для отдельных медицинских направлений, позволяют врачу, общаясь с пациентом, знать, какие действия медицинское сообщество считает правильными, должными, а какие действия запрещены. Деонтология позволяла выстраивать не только отношения между врачом и пациентом, но и отношения внутри медицинских коллективов. Однако когда люди, в том числе врачи, принимают решения, связанные с конфликтами между разными ценностями, то им, как правило, мало, недостаточно просто оперировать к должному, люди хотят задумываться, что лежит в основе тех или иных норм.

Биоэтика возникает как попытка разработать в биомедицине ориентиры, следуя которым можно было бы предотвратить негативные последствия развития медико-биологических наук, использования медицинских технологий во вред как отдельному человеку, так и человечеству в целом.

Термин «биоэтика» впервые стал использоваться в литературе в самом начале 70-х годов XX века. Американский биохимик Поттер в своей работе «Биоэтика: мост в будущее» определил биоэтику как дисциплину, соединяющую биологические знания со знаниями о человеческих ценностях. До настоящего времени биоэтика используется как понятие, обозначающее особый тип знания, особую учебную дисциплину, социальный институт нового типа. Биоэтика как знание с 70-х по 90-е годы XX века развивалась как дисциплина описательная — она фиксировала коллизии, которые возникают между людьми, вынужденными принимать решение в ситуациях, жизненно важных для них или для другого человека, когда они были связаны с развитием медико-биологического знания. Например, когда у больного возникала просьба об эвтаназии, или когда исследователь занимался вивисекцией, или возникал вопрос об оправданности практики абортов.

С течением времени биоэтика начала переходить от описания к нормативному регулированию. Отличие заключается в том, что биоэтика нуждалась в ответах на самые фундаментальные вопросы: что такое человек, какой системой ценностей руководствуется человек в принятии тех или иных решений, где границы рисков в биомедицине, вправе ли человек использовать эксперимент над животными в своих целях, отказывая животным в статусе ценностно значимых объектов? Ответ на эти и другие вопросы оказался очень непростым. Но биоэтика создала знание особого типа, в котором мнение профессионала, врача, исследователя требовалось сделать равным знанию обычного человека, носителю обыденного сознания — иногда говорят «человека с улицы» или «профана».

Если мы говорим о медицине, в страдании каждого пациента есть условно два плана. Один объективный — это то, что происходит с телесностью человека во время болезни, как реалии болезни искажают соматические и психические проявления человеческой жизни. Но у каждого страдания есть еще один, подчас более важный аспект — биографический. Только сам пациент может представить себе ситуацию с прогнозом на будущее, только сам человек знает, как бы он хотел, чтобы к нему относились, как он относится к себе, к жизни, в чем смыслы его собственной жизни, светские они или это религиозные, конфессиональные ценности, только сам человек знает об экономических и социальных обстоятельствах своей жизни. Биоэтика — это то пространство диалога, где позиция врача-профессионала и позиция пациента стремятся быть равными, в этом диалоге рождается уникальная личностная позиция относительно следующих биоэтических ситуаций.

Первый блок проблем биоэтики — это проблемы начала жизни: обсуждение вопроса о статусе эмбриона, об оправдании практики абортов, об обоснованности использования новых репродуктивных технологий — искусственного оплодотворения, суррогатного материнства, экстракорпорального оплодотворения.

Второй блок проблем, которые обсуждаются в биоэтике, — это проблемы, связанные с концом жизни: проблемы смерти и умирания, критериев смерти, оправданности, легализации эвтаназии. Биоэтика обращает внимание на то, что в современной медицине начало и конец человеческой жизни теряют статус естественной заданности, становятся событиями, зависящими от чьего-то решения: отдельного пациента, семьи, врача, исследователя.

Третий блок проблем — это проблемы, связанные с возможностью вмешательства медицины в психическую и физическую целостность человека — при трансплантациях, в экспериментировании, при оказании психиатрической помощи.

Четвертый блок проблем биоэтики — это проблемы, возникающие как конфликт между интересами государства, общества с одной стороны и интересами индивида с другой стороны в вопросах охраны здоровья. Например, ситуация вакцинации, ограничение свободы человека на перемещение, если он, например, оказался на территории, где объявлен карантин по какому-либо заболеванию.

Все эти проблемы обсуждает биоэтика и дескриптивно, и нормативно. На сегодня биоэтика становится обязательной дисциплиной и для тех, кто обучается по специальности «лечебное дело» — будущих врачей, и тех, кто обучается по специальности «фармация» — будущих провизоров.

Но биоэтика — это не только знание особого рода или учебная дисциплина, это и социальный институт. Биоэтика формирует особого рода организации, структуры, для того чтобы организовывать тот биоэтический дискурс, о котором мы говорили. Это биоэтические комитеты, биоэтические комиссии, которые формируются на разных уровнях — от микросоциального до макросоциального. Сегодня биоэтические комитеты обязательно существуют при всех крупных клиниках или биомедицинских исследовательских центрах. Ни один ведущий мировой журнал не принимает статью с изложением результатов экспериментов с участием людей или животных, если до начала эксперимента не было получено заключение биоэтического комитета о том, что в ходе эксперимента не нарушаются биоэтические правила.

Каковы же эти правила? На какие принципы разрешения биоэтических проблем обращает внимание биоэтика? Если мы говорим о человеке, то это такие принципы: правило правдивости, правило конфиденциальности, а самое главное правило — принцип уважения автономии личности, уважения человека, обладающего достоинством не в силу социального статуса, образования или материального положения, а в силу рождения его человеком.

Сегодня очень широко обсуждается вопрос о том, можно ли заменить биоэтику изучением медицинского права. Достаточно ли, чтобы действовать этически корректно, следовать только правовым нормам? Вопрос не так прост. Те, кто предлагает заменить биоэтику нормами права, исходят, как правило, из морального релятивизма, представляя, что моральных норм много, они различны, человек, действуя в соответствии с моральными нормами, может вступить в конфликт с другими нормами, а если поступаешь по закону, то это гарантирует должное поведение.

Однако в истории XX века в биомедицине есть множество примеров того, как легальные с правовой точки зрения практики были этически совершенно некорректными, антигуманными.

Например, практика эвтаназии в нацистской Германии или жестоких медицинских экспериментов над пленными. Поэтому обсуждение этических проблем биомедицины не может быть заменено правом. В некоторых ситуациях темпы развития медицины и технологий столь высоки, что право просто не успевает урегулировать все возникающие новации. А в некоторых случаях право с точной формулировкой оказывается просто недостаточным для того, чтобы учесть личностную размерность биоэтических ситуаций.

Биоэтика только начинает разворачиваться и как особое знание, и как социальный институт. В будущем роль биоэтики будет нарастать, поскольку это практика, учащая каждого человека принимать решения в трудных, жизненно важных ситуациях, принимать решения, которые связаны с границами собственного существования. В истории культуры ранее было относительно немного ситуаций, когда обычный человек оказывался в ситуации трудного жизненного выбора. Современное же развитие науки потребовало такой выбор делать каждому, и этот выбор современному человеку фактически миновать нельзя. Тому, как этот выбор делать, и учит биоэтика.