Аристотель

Основные философские идеи Аристотеля. Значение Аристотеля для дальнейшего развития философии

Если Платон, учитель Аристотеля, отмечен аристократическим происхождением и даже по легенде он сын Аполлона, то сам Аристотель считается более приземленным персонажем, как в плане происхождения, так и относительно его философских воззрений и их выражения.
Аристотель смотрел на философию как на стремящуюся к знанию строгому, доказательному, понятийному, систематическому. Это отличает его линию. У Платона почерпнул идею логического единства всех знаний. Он закладывает основы различных дисциплин.
Аристотель родился в Стагире (поэтому получил прозвание Стагирит) в 4 в. до нашей эры. Это греческая колония в Халкидиках, недалеко от Афонской горы.

Отец Аристотеля врач при дворе македонского царя, из семьи потомственных лекарей, в которой врачебное искусство передавалось из поколения в поколение. Аристотель получил греческое образование, унаследовал значительные деньги. Его наставник Проксен обучал его. Тогда книги были дорогими, но он покупал ему даже редкие.
Подобно многим людям, которые стали наследниками неожиданно для себя, Аристотель вскоре начал тратить деньги. Согласно одной версии, он много спустил на женщин и вино и очутился без гроша в кармане, так что вынужден был даже поступить на военную службу, впрочем, ненадолго.
После этого он вернулся в Стагиру, где занялся медициной. Затем, в тридцатилетнем возрасте, он бросил все это и отправился в Афины для того, чтобы учиться в платоновской Академии, где и провел восемь лет. Позднее средневековые комментаторы, которые приписывали Аристотелю характер святого, склонялись к тому, чтобы игнорировать эту немыслимую клевету. Они были уверены, что Аристотель провел свою молодость совершенно иначе. Согласно этой более скучной (но, признаться, более правдоподобной) версии, Аристотель попал в Академию в семнадцатилетнем возрасте. Но даже некоторые из этих источников упоминают о кратком периоде в жизни Аристотеля, когда он вел себя как повеса.
Так или иначе, Аристотель вскоре остепенился и стал старательно учиться в Академии, где быстро зарекомендовал себя в числе лучших. Вначале простой ученик, в скором времени он приглашен стать одним из коллег Платона. По-видимому, первоначально Аристотель преклонялся перед Платоном. Он воспринял платоновское учение, которое преподавалось в Академии, и положил его принцип в основу собственной философии.
Но Аристотель был слишком яркой личностью, чтобы быть простым последователем кого-либо, будьте даже сам Платон. Когда Аристотель обнаружил, что в работах его учителя есть противоречия, он понял, что его задача как мыслителя состоит в их выявлении. Такие наклонности вскоре начали раздражать Платона, и несмотря на то что они никогда не ссорились на людях, источники свидетельствуют о том, что два величайших ума своего времени сохраняли прохладные отношения.
Известно, что Платон обращался к Аристотелю не иначе, как «ходячая энциклопедия», а его дом называл «книжной лавкой». Последнее относилось к знаменитой аристотелевской коллекции древних свитков. Аристотель приобретал редкие свитки древних авторов и благодаря этому стал одним из первых граждан, у которых была собственная библиотека.
Очевидно, молодой ученик Академии получил значительный доход от унаследованных им имений и вскоре стал известен в Афинах как человек с хорошими манерами, ведущий образ жизни ученого. Традиционно его описывают как высокого тонконогого мужчину, который говорил шепелявя. Возможно, для того чтобы компенсировать свои недостатки, он нарядно одевался, придерживаясь последней моды, украшал пальцы изящными кольцами. Но несмотря на комфортный и утонченный образ жизни, ранние сочинения Аристотеля (не дошедшие до наших дней) содержат размышления о тщетности существования и красоте загробного мира.
Особенности его философии лучше выясняются в сравнении с платонизмом. Для обоих высшее начало – безусловное благо. У Платона оно за пределами ума и бытия, а у Аристотеля возвращается туда, он считает, что природа вполне постижима. Скорее, интересует порядок этого мира и его рациональное научное изучение, чем вопрос о происхождении порядка вещей. Платон всегда пытался обосновать мировоззрение, которое выходит за пределы человеческой жизни, временное с точки зрения вечного, чувственное с т.з. сверхчувственного. Аристотель ищет реализацию идеального в чувственном мире, пытается соединить опыт и умозрение. Стремится по возможности исключить мифологию и религию из объяснения.
Его стиль – понятийность, систематичность, различение методов решения философских проблем. В то же время учение Аристотеля – преобразование платоновской теории идей и тесно связано с платонизмом.
Платон, противопоставлял episteme (истинное знание) и doxa (мнение). Это связано с делением на чувственный мир и мир идеальный, сверхчувственный, мир идей. Мир идей – внепространственный и вневременной, существует вечно и неизменно. Он представляет собой некую иерархию идей, упорядоченную и целостную. На вершине идея Блага. Эти идеи – образцы, по которым создана вся природа, причины и источник бытия вещей, также это общие понятия о сущности предмета.
Так вот соответственно познанию этих разных миров выделялись 2 разных вида знания. «Эпистеме» (истинное знание) относилось к миру вечных сущностей. Под «доксой» имелось в виду мнение людей и относилось к чувственно воспринимаемому изменчивому миру. Мнение людей, говоря современным языком, может быть только гипотезами, предположениями, относительными и непостоянными. Знание о преходящих вещах, сюда же относится верование. Истинное знание включает знание рассудочное и интуитивное. Интуитивное – это усмотрение разумом мира идей непосредственно, это высшая ступень познания истины. Оно связано с теорией Платона припоминания: душа, пребывая в мире идей, непосредственно запечатлевает их, но попадая в тело, забывает. Но, находясь среди чувственно-конкретных идей, душа способна припомнить виденное ранее. Еще Сократ считал, что истинное знание не может быть передано одним человеком другому, а может быть выработано только самим конкретным человеком, а миссия учителя – лишь помочь духовному рождению мысли. Так вот вслед за Сократом Платон считал, что истинное знание способно быть припомненным в самом себе, а не усвоенным внешним образом.
В плане нереальности мира Аристотель был более «земным» человеком. Поэтому идеи Платона он пересмотрел с более реалистической точки зрения. Платон считал, что тот мир, который мы воспринимаем и ощущаем, – лишь видимость. Действительная же реальность лежит в мире идей, которые похожи на образцы, или идеалы. Объекты нашего мира реализуются только через причастность миру идей. Так, например, конкретный кот, которого я вижу сидящим на стуле, является котом только потому, что он является воплощением определенной идеи (или образца) «котовости». А черен он в силу того, что причастен идее (или идеалу) черного. Действительная реальность находится за пределами нашего мира – в царстве идей.
Аристотель был более прозаичен. Он не считал, что наш мир нереален. Но он тоже различал первичные и вторичные сущности вещей. Первичные сущности – это конкретные объекты мира, а вторичные – идеи или образцы. Первоначально он колебался относительно того, какие из этих субстанций считать первичными, сохраняя уважение к Платону (старый учитель первичными считал идеи). Но постепенно Аристотель все более и более убеждался в том, что реален именно окружающий его мир, и он порвал с точкой зрения учителя.
К счастью, в работах Аристотеля обнаружилось много неясных моментов и явных противоречий, которые и дали средневековым ученым пищу для бесконечных споров, которые возникали из-за различных интерпретаций. Существует версия, что некоторые противоречия возникли из обычных канцелярских ошибок – результат того, что средневековые переписчики произведений древних авторов имели привычку вписывать свои собственные догадки туда, где в оригинальных текстах, которые были уже порядком испорчены со временем, слова было невозможно разобрать.
После смерти Платона «должность» главы Академии оказалась вакантной. Спор, кто займет. К недовольству Аристотеля, это место в конце концов досталось двоюродному брату Платона, Спевсиппу. Известно, что тот обладал настолько дурным характером, что однажды велел бросить свою собаку в колодец за то, что она лаяла во время его лекций. По распоряжению нового главы Академии Аристотель, глубоко оскорбленный, уехал из Афин.
По Эгейскому морю Аристотель добрался до города Артаней, где правил Гермий, который решил сделать Артаней центром греческой культуры, и Аристотель начал советовать ему, что нужно делать для того, чтобы это получилось. В своей политической философии Аристотель исследует различные типы государств и как ими лучше управлять. Он хорошо разбирался в политике. Он занял прагматическую позицию, в отличие от идеалистического подхода Платона. Платон в «Государстве» описал, как правитель-философ должен управлять его утопическим государством. Аристотель же описал способ управления реальным государством.
Аристотель знал, как работает политика и что может быть в ней эффективным. В целом он был уверен в том, что цель государства – создание и поддержка прослойки культурных граждан – таких, как он сам, – хотя он понимал, что это не всегда возможно. Например, в тирании нет места для культурной элиты.
С точки зрения Аристотеля, успешное управление тиранией должно быть похоже на управление кораблем. Любые либеральные культурные занятия должны быть запрещены, а население необходимо держать в страхе и заставить работать на строительстве огромных общественных памятников. Для того чтобы граждане оставались бдительными и чувствовали необходимость в сильном лидере, нужны периодические войны.
Аристотель разрабатывал свое политическое учение уже в зрелом возрасте. А в то время, когда он пытался пробудить в Гермии философа, он практически не отступал от теории Платона, которую тот изложил в «Государстве».
А потом, к удивлению всех, кто его знал, Аристотель влюбился и женился. Говорят, что жена была младше его где-то на 18 лет. От нее дочь. Кстати, в заметках о браке он утверждает, что лучшим возрастом для того, чтобы сочетаться браком, являются 37 лет для мужчины и 18 для женщины – как раз то время, когда он женился на Пифии.
После свадьбы спустя некоторое время он переехал на остров Лесбос, где основал школу. Известно, что к этому времени он сильно заинтересовался классификацией растений и животных и сам наблюдал за ними. В своих работах о природе Аристотель пытался обнаружить иерархию родов и видов. Он был убежден, что у природы есть цель и что каждая черта животного выполняет свою функцию. «Природа не делает ничего напрасного», – утверждал он. Ближе к 19 веку биология обратилась к этому замечанию и ответила теорией эволюции Дарвина.
К этому времени Аристотель заработал репутацию величайшего во всей стране мыслителя. Отец Александра Македонского, Филипп Македонский уже завоевал Грецию и объединил ее полисы. Он пригласил Аристотеля стать учителем его сына Александра.
Аристотелю было 42, Александру – 13. О их совместной работе известно очень мало. Когда Филипп Македонский был убит, его 16-летний сын Александр унаследовал трон. После организации нескольких предварительных молниеносных походов по Македонии соседним территориям, Александр начал кампанию по завоеванию известного к тому времени мира. Это включало Северную Африку и Азию вплоть до Ташкента и северной Индии. К счастью, Аристотель в своих уроках географии не упоминал Китая, существование которого было еще не известно Западу.
Аристотель вернулся в Афины. Там освободилось место главы Академии, но оно не досталось Аристотелю. И тот решил основать свою собственную школу. Он создал ее в большом гимнасии за городскими стенами, у подножья горы Ликабетт. Гимнасии относился к близлежащему храму Аполлона Ликейского (Аполлона в облике волка). Таким образом школа Аристотеля получила название Ликея.
Ликей напоминал современный университет гораздо больше, чем Академия. В совет учеников каждые 10 дней избирался новый глава, отдельные факультеты боролись за учеников, и даже предпринимались попытки проводить занятия по расписанию. Ликей занимался научными исследованиями в различных отраслях, доверяя результаты этих исследований ученикам. Разница между Ликеем и Академией удачно показывает различия систем Платона и Аристотеля. Если первый написал «Государство», то второй предпочел собрать копии конституций всех греческих городов-государств и выбрать из них наилучшие положения.
Мировое устройство менялось навсегда: новая империя Александра положила конец независимым городам-государствам. Кажется, ни Аристотель, ни кто-либо иной из созвездия интеллектуалов афинских школ не заметил этой великой исторической перемены.
Аристотель читал лекции во время прогулок с учениками, поэтому школа его последователей стала известной как Перипатетики (те, кто ходили туда-сюда).
Аристотель делит философское знание на 3 части. 1 – теоретическое, цель – само знание, изучает общие начала бытия и знания, ей соответствуют метафизика, физика и математика. 2 – практическое – изучает начала, которыми человек руководствуется в своей нравственной и политической жизни (этика, экономика, политика). 3 – пойетическое, направлено на достижение прекрасного (поэтика и риторика).
Аристотелю приписывается основание логики. Аристотель видел логику основой, на которой базируется все обучение. Платон понимал, что знание должно открываться диалектически (путем разговорного спора, вопросов и ответов), но именно Аристотель формализовал и расширил этот метод открытием силлогизма.
В труде «Органон» рассматриваются орудия, методы, процедуры, при помощи которых строится наука. Он выделяет логические законы мышления – очевидные истины, которые не нуждаются в доказательстве (закон тождества (в процессе рассуждения каждое понятие должно употребляться в одном и том же смысле), закон исключенного противоречия: ничто не может сразу быть и не быть), закон исключенного третьего (либо это, либо другое, третьего не может быть). Классифицирует высказывания (общие, частные, отрицательные, утвердительные). Создает учение о силлогизме (2 крайних термина соединяются при посредстве третьего, среднего, общего (все люди смертны, Сократ – человек, следовательно, Сократ смертен).
Например, у нас есть два высказывания:
Все люди смертны. Все греки – люди. Можно сделать вывод, что Все греки смертны.
Это логически необходимо и несомненно. Аристотель выделял несколько видов силлогизма, включая отрицательные или ограниченные случаи, но все они имеют одну и ту же основную структуру. За большей посылкой следует меньшая, которая ведет к заключению. Таким образом:
Аристотель назвал свою логику «аналитика», что означает «распутывание». Каждая наука, или отрасль знания, должна была начинаться с первых принципов, или аксиом. От них логически (или распутывая) можно было вывести ее истины. Эти аксиомы определяли область задач для того или иного предмета, отделяя его от не относящихся к делу и несовместимых элементов. Биология и поэзия, к примеру, начинались с общих для обеих этих наук посылок. Так, биология не занималась мифическими зверями и не нуждалась в поэтической форме. Этот логический подход сделал вероятным появление целых отраслей знания.
Также Аристотель развивает учение о категориях – это основные роды или разряды бытия и общих понятий, которыми мы мыслим (категории, 10: сущность, качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, обладание, положение; сущность – ключевое: как субстанция, так и суть самого предмета).
Аристотель: душа – деятельное начало в материальном теле, идея воспитания души в социуме – то, что должно быть образовано в результате воспитания и образования. Для достижения «арете»(совершенства).
Живые существа одушевлены благодаря душе, подлинная сущность тела, принцип, дающий жизнь. Живая природа развивается, цель – воплотить разум. Различные ступени развития, в соответствии с чем 3 разновидности души: растительная (рождение, питание, рост), чувствующая (ощущения и движение) и разумная (познание, самоопределение). Первые 2 есть у растений и животных. Без низших частей высшая ступень не может существовать, но имеет сверхчувственную природу.
Но главным методологическим достижением Аристотеля считают открытие универсального научного метода познания природы (индуктивно-дедуктивный). Как приобретается научное знание, если в опыте каждый имеет дело только с единичными и разрозненными вещами?
Аристотель: научное познание делится на 2 взаимно дополняющие стадии – 1) открытие первых начал, первых принципов путем индукции, то есть восхождения от единичного к общему. Обобщение частных случаев, например. Открытие научного обобщения и его обоснование или коррекция. Эти общие причины и первоначала становятся общими посылками той или иной науки. 2) дедукция из них заключений для объяснения и предсказания наблюдаемых явлений. С помощью логики.
То есть Аристотель – это первая попытка систематизировать то, что впоследствии стали называть наукой. Изложенная им логика господствовала более 2 тысяч лет.
Мышление Аристотеля в Средние века оно стало расцениваться как проповедь, мешая дальнейшему развитию. Мышление Аристотеля выстроило интеллектуальную основу средневекового мира и стала тюрьмой.
Работы самого Аристотеля содержат различного вида несовместимые вещи, постоянное развитие мысли. Он предпочитал научное исследование условий мира простым рассуждениям о его природе. Даже в его ошибках подчас можно обнаружить поэтический инсайт (озарение): «злость – это бурление крови вокруг сердца», «глаз является голубым, потому что на него действует небо».
Аристотель видел цель человечества в достижении счастья, которое он определял как актуализацию всего самого лучшего, на что мы способны. Но что такое это лучшее? По мнению Аристотеля, причиной этого (т.е. лучшего) является высшая способность человека, поиск причин.
Знаменитая теория золотой середины. Согласно этой идее, каждая добродетель есть не что иное, как середина между двумя крайностями. Это напоминает традиционную греческую концепцию сдержанности. «Ничего слишком».
Когда Аристотель был уже в зрелом возрасте, пришла весть, что Александр умер в Вавилоне во время затянувшегося пира со своими генералами. Афиняне надолго затаили обиду на необразованных македонян, под контролем которых находились длительное время, и смерть Александра позволила выплеснуть накопившиеся чувства. Аристотель, который родился в Македонии и был известен как воспитатель ее достойнейшего сына, стал жертвой этой волны антимакедонских настроений. Его привлекли к суду по подложному обвинению в непочтительности к богам.
Если бы Аристотель остался на процессе, его бы наверняка приговорили к смерти. Но Аристотель был сделан не из того теста, что Сократ. Он сбежал из города. Лишенный своей библиотеки и доступа к своему исследовательскому архиву, он вновь вернулся в унаследованные им от отца владения в Халкиде на острове Эвбея. Исторические источники сообщают, что Аристотель умер в возрасте 63 лет. Считается, что он скончался от болезни желудка, но один источник все же утверждает, что он покончил жизнь самоубийством, выпив аконит – ядовитый экстракт из волчьих ягод. Непонятно, что это (может, передозировка). В то время его иногда использовали как лекарство.
Его работы приобрели вид знакомый нам сегодня, 3 столетия спустя после его смерти. Их можно разделить на 2 группы – те, которые он собирался представить публике, и лекционные пометки, которые он делал исключительно для себя. В оригинале они представляли собой фрагменты и исчислялись сотнями свитков. Андроник Родосский, последний руководитель Ликея, собрал эти работы воедино, классифицировав по темам. Именно Андронику мы обязаны появлением слова метафизика – такое название он дал ряду трактатов Аристотеля. Работы просто следовали по порядку за работами по физике, поэтому Андроник озаглавил их как «то, что после физики», что по-древнегречески и означает «метафизика». Работы этого раздела состояли из рассуждений Аристотеля об онтологии (природа и сущее) и о конечной природе вещей. Вскоре именно это и стали отождествлять с названием работ – метафизикой. Таким образом, это слово, которое столетия спустя стало синонимом философии, поначалу не имело ничего с ней общего.
В античности Аристотель еще не считался великим греческим философом. Христианские мыслители быстро осознали пользу от аристотелевской логики; Аристотель стал верховным авторитетом в философии. Его логика была последним аргументом, к которому обращались во время теологических споров в Средние века. Лучшие умы использовали этот метод для вычисления ересей. Логика Аристотеля стала неотъемлемой частью христианского канона.
Параллельно европейской христианской ветви развития аристотелевской мысли существовала другая, не менее важная, восточная ветвь, которая в свое время оказала сильное влияние на средневековую Европу. В начале 1 века н.э. основная часть работ Аристотеля была неизвестна западному миру. Только на Ближнем Востоке схоласты продолжали изучать его философию в полном объеме. В VII веке на арену мировой истории вышел ислам, за ним последовали арабские завоевания всего Среднего Востока. Исламские мыслители быстро поняли плюсы работ Аристотеля, не обнаружив в них ничего неприемлемого с точки зрения их веры, и начали толковать их для своих целей. Именно арабы первыми поняли, что Аристотель был одним из величайших философов.
На Востоке аристотелевская философия развивалась двумя великими исламскими схоластами. 1 известен нам как Авиценна, родился в Персии в конце 10 века. Его труды по медицине считались лучшими в истории человечества, он предпринял попытку избавить этот предмет от знахарства и шарлатанства.
Вторым великим исламским комментатором Аристотеля является Аверроэс, живший в 12 веке в мавританской части Испании. Аверроэс был убежден в том, что философия, и в особенности философия Аристотеля, есть реальный путь к истине, что религиозные откровения – просто низшая ступень на пути воссоединения с Богом. Знание причины он ставил гораздо выше веры.
Очень быстро понял главную ценность философию Аристотеля Фома Аквинский, средневековый схоласт. Он посвятил большую часть своей жизни приведению аристотелизма в соответствие с церковным учением. Сделал учение Аристотеля основой христианской теологии в интерпретации Аквинского.
Аристотель заложил основы практически всех областей философского знания. Разработал учение о материи и форме, и вплоть до Нового времени (17 век) его авторитет был чуть ли не абсолютным. А труды — непререкаемый источник истины. Мыслители Средневековья так или иначе отталкивались от его доктрин, либо оспаривали их, либо соглашались.

Для средневековых схоластов Аристотель был главным авторитетом. Считается, что схоласты предпочитали авторитетную книжную традицию какой-нибудь научной технологии (например, телескопу), о и эта схоластическая традиция оставалась мощной интеллектуальной силой. Не случайно в середине 17 в. Гассенди пришлось писать целый трактат против «аристотеликов».
Но — ниспровергатели авторитетов и острословы целились не в самого Аристотеля, а в тех, кто прятался за его авторитетом и делал из него идола. Еще в 1624 г. Галилею приходилось увещевать друга, Франческо Инголи: «Аристотель был человеком: смотрел глазами, слушал ушами, рассуждал умом».
Но так ли уж легко средневековая схоластика сделала себе «идола» из античного ученого, который сам боролся со всяким догматизмом, побуждал к тому же своих слушателей и истину, как известно, ставил выше дружбы и почтения к учителю («Никомахова этика» 1096a 16–17)?